Самки крокодилов могут выводить потомство без самцов: детеныш получается клоном матери

Если могут крокодилы, то могли и динозавры, рассуждают эволюционисты

10 июня 2023
All Canada Photos / Alamy

Команда биологов под руководством Вирджинского политехнического института и Университета Вирджинии (США) с коллегами из Коста-Рики рассказала о первом известном случае однополого размножения у крокодилов: самка без участия самца отложила яйца, в которых развивались детеныши Ранее факультативный партеногенез, который еще называют «девственным размножением», обнаруживали у рыб, змей, птиц и насекомых. Данные нового исследования указывают на то, что, возможно, динозавры тоже имели такую способность.

Как сообщается в работе, опубликованной в журнале Biology Letters, самка американского острорылого крокодила, живущая в костариканском зоопарке, отложила кладку из 14 яиц в своем вольере. Вроде бы, обычное дело, но смотрители были в шоке: животное 16 лет с момента прибытия в парк находилось в вольере в одиночестве.

При осмотре семь яиц были признаны способными к развитию зародыша, их поместили в инкубаторы. Через три месяца они не вылупились, поэтому решено было вскрыть яйца: в шести плод не развился, в одном обнаружили полностью сформированного детеныша, который не выжил.

Исследователи провели серию генетических анализов и обнаружили, что крокодильчик был самкой, и у нее был только один родитель — мама. Яйцеклетка была произведена без участия самца. Таким образом, крокодилы тоже могут размножаться без спаривания, используя «странную репродуктивную стратегию» — партеногенез.

Также выяснилось, что у матери и детеныша практически идентичные генотипы — клоноподобное сходство. Что подразумевает, что у самки крокодила наблюдался, как ранее у птиц, змей и ящериц, терминальный автомиксис слияния. Это один из способов партеногенеза, когда самка сливает свою яйцеклетку с другим типом своих же клеток — полярными тельцами, которые остаются в результате работы яичников. Таким образом заполняются «пробелы» мужских клеток. Потомство получается почти клонами своей мамы.

«Открытие предполагает общее эволюционное происхождение факультативного партеногенеза (ФП) у рептилий, крокодилов и птиц. Поскольку ФП теперь задокументирован в двух основных ветвях существующих архозавров, это дает заманчивое представление о репродуктивных способностях вымерших архозавровых родственников крокодилов и птиц — представителей птерозавров и динозавров», — пишут ученые.

Biology Letters

Когда-то партеногенез считался редкостью у животных, чаще биологи находили примеры среди растений и беспозвоночных. Но с развитием молекулярной генетики его стали обнаруживать и у позвоночных — всего таких видов уже более 80, это ящерицы, акулы, скаты, рыба-пила, королевские кобры. Изначально партеногенез фиксировали в основном в неволе: считалось, он возникает при неблагоприятных условиях, когда самки живут в одиночестве или долго не могут найти самца.

Теорию «испортили» калифорнийские кондоры. Их самки в дикой природе находятся в регулярном контакте с фертильными самцами, однако периодически предпочитают размножаться самостоятельно. Поэтому причины партеногенеза до сих пор остаются неразгаданными.