Самая неприличная бестия: кто такой бонакон и как он поражал соперников в битве

Это мифическое существо встречается в средневековых рукописях и древних книгах

11 марта 2024
Самая неприличная бестия: кто такой бонакон и как он поражал соперников в битве

Legion Media

Нам может показаться, что на средневековых иллюстрациях запечатлены отважные герои и их не менее героические подвиги. Качество исполнения и сусальное золото как будто даже подтверждают эпичность происходящего. Но художники древности не были лишены чувства юмора. Например, на одном из таких рисунков, возраст которого насчитывает 800 лет, разглядели одну их самых ранних печатных шуток о газах.

Британский журналист, сатирик, писатель и телеведущий Ян Хислоп в своем подкасте рассказал о средневековом вымышленном существе — бонаконе. И это, без сомнения, самое неприличное животное древнего мира. На иллюстрации, которая попала во внимание Хислопа, Бонакон изображен вместе со своим «секретным оружием». И всё бы ничего, но его суперсилой оказался убийственный метеоризм: когда рыцари пронзают существо копьем, разгневанный зверь выбрасывает во врагов «кислотный газ» и содержимое желудка.

Кто такой бонакон

Чтобы уточнить, правильно ли он все понял, Хислоп обратился к профессору Джейн Геддес из Школы богословия, истории, философии и истории искусств Абердинского университета. И та подтвердила: пока большинство животных Абердинского бестиария связаны хоть с какой-то моралью, бонакон одним своим существованием будто опровергает любую мораль. Но что это за зверь?

Флорентийский поэт, ученый и государственный деятель Брунетто Латини в своей «Книге сокровищ» писал, что это один из видов быков, который водился в Азии, и он действительно опорожнял содержимое своего желудка «со своей мерзкой стороны, которое настолько зловонно, что сжигает и разрушает все, к чему прикасается». Происходило это, когда на копытное кто-нибудь охотился.

Но первые упоминания об отвратительном животном появились еще раньше — в I веке Плиний Старший в «Естественной истории» называл его бонасусом и описывал как животное, в целом похожее на быка, но с гривой коня. А еще его рога были загнуты вовнутрь, из-за чего были абсолютно бесполезны в битве, так что у существа не было другого выхода, как, убегая, испускать навоз в преследователей, который, при прикосновении к нему, обжигал как пламя.

И если насчет того, кем на самом деле был бонакон, разговоры еще ведутся, то относительно недавно морские биологи в компании с мидиевистами наконец-то выяснили, кем оказался чудовищный левиафан Хафгуфа из скандинавских мифов.