Не мирной смертью: как погибли жители Помпеев, которых не задели потоки раскаленной лавы

Ученые выяснили, что именно убило жителей римского города во время катастрофы 79 года

29 августа 2023
Getty Images

На данный момент считается, что большинство из жителей Помпеев погибли из-за пирокластических потоков, то есть раскаленной лавы с обломками породы, которая пронеслась по улицам города. Эта смертоносная «река» разрушала все на своем пути, и людей либо придавливали обломки зданий, либо они буквально сгорали заживо. Но как тогда объяснить большое количество жутких «скульптур», которые сохранили форму лежащих или сидящих в разных позах людей?

Новое исследование, опубликованное в журнале PLOS One, говорит, что эти жители империи умерли от удушья. К такому выводу команда археологов, химиков и экологов пришла после исследования гипсовых слепков, сделанных еще в 1800-е годы. Двести лет назад ученые сделали эти слепки на основе останков людей, покрытых вулканическим пеплом. Тела под слоем пепла давным-давно истлели, но в некоторых случаях сохранились остатки костей, с которыми не взаимодействовал гипс. Эти частички костной ткани и помогли современным археологам сделать новые выводы.

Рентгеновские флуоресцентные снимки костей показали, что эти люди погибли не от ударов камнями или ожогов, а от отравления ядовитыми газами.

Похожая смерть была у древнеримского писателя и ученого Плиния Старшего. Автор «Естественной истории» осмелился высадиться в Стабиях прямо во время извержения, где, по одной версии, помогал людям спасаться, а по другой, удовлетворял свое научное любопытство, наблюдая за вулканом.

Ранее в Помпеях нашли фреску с блюдом, очень похожим на пиццу, но это не она.