«Пятицветный свет»: найдено самое раннее описание северного сияния

Впервые это природное явление, похожее на чудо, зафиксировали в Древнем Китае почти три тысячи лет назад

16 апреля 2022
«Пятицветный свет»: найдено самое раннее описание северного сияния
BlueOrangeStudio / Alamy

Солнечная активность — это буквально головная боль для тысяч жителей Земли. Астрофизики не первый год пытаются найти «расписание» бурь и проследить закономерности во взрывах на поверхности раскаленной «короны» нашей звезды.

Помогают в этом не только данные мощных телескопов, но и некоторые сведения из исторических документов. Одно из таких упоминаний недавно было найдено в «Бамбуковых анналах» — собрании исторических записок и цитат Древнего Китая VIII–III вв. до н. э. Результаты исследования опубликованы в журнале Advances in Space Research.

В древних записях встречается упоминание «пятицветного света», который заметили древние звездочеты в северной части ночного неба. Событие произошло в 977-м или 957 году до нашей эры — во времена правления императора Чжао-вана из династии Западная Чжоу.

Ученые определили место наблюдения, им стала древняя столица династии Хаоцзин. Сейчас это территория города Сиань с населением более 12 миллионов человек в самом центре страны.

До этого самыми ранними упоминаниями северного сияния считались клинописные таблички ассирийских астрономов, относящиеся к 679–655 гг. до нашей эры.

Но почему же ученым не удавалось раньше найти описание северного сияния в Китае? Все дело в том, что многострадальную рукопись «Бамбуковых анналов» два раза теряли и вновь находили. В печатном варианте XVI века «пятицветный свет» истолковали как комету. Новое исследование показало, что в первоначальном варианте все же описывается северное сияние.

Цветные сполохи, которые называют северным или полярным сиянием, чаще всего наблюдают в высоких широтах обоих полушарий между осенним и весенним равноденствиями. Лучше всего для «охоты» на северное сияние подходит территория от Аляски до севера Скандинавского полуострова. Но иногда явление можно увидеть и намного южнее: при сильной солнечной активности отблески сияния наблюдали и в Шотландии, и даже в центральной части России.