Разгон для слабаков: чемпионы живой природы по прыжкам в высоту

Олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее» вдохновляет спортсменов постигать пределы человеческих возможностей. Тем временем в мире животных идут свои состязания

Только вот наградой в этих соревнованиях служит сама жизнь и возможность продолжения рода. Поэтому многие достижения наших соседей по планете не менее удивительны, чем рекорды выдающихся атлетов.

Возьмем, например, прыжки в высоту. Людей сложно назвать идеальными прыгунами. Тем не менее годы усиленных тренировок приносят фантастические результаты. Так, в 1993 году кубинец Хавьер Сотомайор   преодолел планку 2,45 метра и установил мировой рекорд. Превосходный  показатель для человека, не правда ли? Но довольно скромный для кошки! Известно, что для пумы не проблема перепрыгнуть преграду в 4–5 метров, оттолкнувшись от земли задними лапами.

Пума, или кугуар
Legion-Media

При этом кугуар занимает лишь второе место по прыжкам в высоту среди млекопитающих. Пальму первенства удерживает дельфин афалина, выпрыгивающий из воды на 6 метров.

Афалина
Legion-Media

Впрочем, если учитывать размеры тела и высоту прыжка, и необходимость разбега или разгона перед прыжком, то млекопитающих далеко позади оставляют… насекомые. К примеру, весьма впечатляющие прыжки демонстрирует маленький жук-щелкун. Оказавшись на спине, он резко изгибается и выталкивает себя вверх, причем высота прыжка может превышать его собственные размеры в 20 раз. Это все равно, как если бы человек среднего роста прыгнул в высоту на 35 метров.

Жук-щелкун
Блоха
Legion-Media

Отличными прыгунами зарекомендовали себя родственники кузнечиков и кобылок — триперстки. Они считаются одними из самых мелких, а также малоизученных представителей прямокрылых. Эти насекомые живут во влажных местах, питаются водорослями, мхами. Известный энтомолог Павел Мириковский подсчитал, что триперстки прыгают «на превышающее размер их тела расстояние в 100 раз в высоту и в 200 раз в длину».

Правда, как отмечал ученый, попав в пустую эмалированную миску, триперстка не могла выбраться из плена, не хотела воспользоваться своей способностью к прыжкам.  Но стоило поднести к ней палец, она сразу совершила головокружительный скачок.

Слава непревзойденных прыгунов давно закрепилась за блохами, что в общем то не удивительно: при длине не более 4 миллиметров они выпрыгивают на высоту до 20–30 сантиметров, причем развивают ускорение более чем в 100 раз превышающее ускорение свободного падения. То есть насекомое испытывает 100-кратную перегрузку. Для сравнения, космонавты тренируются выдерживать десятикратные перегрузки. Совершать экстремальные прыжки блохам помогают подушечки в основаниях мощных задних ног, состоящие из эластичного и упругого белка ризилина.

Долгое время рекорд, установленный блохами, казался незыблемым. Но тщательные исследования органического мира показали, что есть прыгуны получше. Теперь звание лучших прыгунов планеты перешло к родственникам цикад — пенницам.  Будучи пятимиллиметровыми крохами, пенницы слюнявые прыгают аж на 70 сантиметров! Отрываясь о земли, они развивают скорость 3,1 метра в секунду. Человек с аналогичными супервозможностями мог бы с легкостью перескакивать через 200 метровые небоскребы.

Пенница (Cercopoidea)
Legion-Media

Впрочем, пенницы примечательны не только своими «спортивными» рекордами. Большинство людей наверняка встречали на ивах и других растениях продукты деятельности их личинок, называемые в народе «кукушкиными слюнками». Детки пенниц питаются соком растений и выделяют специфическую жидкость, содержащую муцин. Периодически они всбивают ее, добавляя через дыхальца пузырьки воздуха. Назначение получившейся пенки — защита от хищников и увлажнение покровов насекомого.

При благоприятных для пенниц условиях деревья, кустарник и травы бывают буквально облеплены пеной. Однажды знаменитый исследователь Африки Ливингстон даже принял пенку, обильно капавшую с деревьев, за дождь.

Долго ли пенницы будут занимать высшую ступень пьедестала в рейтинге самых «прыгучих» существ планеты, сказать сложно. Ведь каждый год совершаются новые открытия, уточняются старые данные. Не исключено, что вскоре мы с интересом познакомимся с новыми достижениями «олимпийцев» от мира природы.