Раньше, чем писать: стало известно, когда люди научились целоваться

Новые данные отодвинули эту дату на много лет назад

19 мая 2023Обсудить
Раньше, чем писать: стало известно, когда люди научились целоваться
The British museum via Science

Для обычного человека поцелуй — это чаще всего проявление романтических чувств. Вряд ли вы задумывались, кто и когда впервые в истории человечества соприкоснулся губами. Недавно ответить на этот вопрос попытались ученые: их научная работа на днях появилась на портале журнала Science.

Дор сих пор считалось, что первый на свете поцелуй случился в Южной Азии 3500 лет назад. Казалось бы, установили дату и пошли себе дальше что-нибудь исследовать. Но нет! Настоящий ученый не остановится, пока не найдет точную дату! И результаты, как выяснилось, могут разительно отличаться от имеющихся данных.

Вот, например, ассириолог Троэлс Панк Арбёлль и биолог Софи Лунд Расмуссен подошли к поцелуям со всей своей научной серьезностью и установили, что ни Южная Азия, ни бронзовый век не имеют ничего общего с первым в истории поцелуем. В новом исследовании они рассказали, что самый ранний зарегистрированный поцелуй человечества произошел значительно раньше. И не там.

Авторы исследования говорят, что самый-самый первый поцелуй мог произойти между неандертальцами сто тысяч лет назад. А произошло это на территории современных Сирии и Ирака. На то, что поцелуи появились еще до изобретения письма, указывают доисторические скульптуры с Ближнего Востока (найденная в пещере недалеко от Вифлеема фигурка, так называемые «Любовники из Айн-Сахри») и Мальты.

Для чего ученым изучать поцелуи? Их интересуют последствия с точки зрения передачи патогенов. И вроде бы уже известно, чем обернулось для людей умение целоваться, но Арбёлль и Расмуссень уверены: поцелуи могут рассказать куда больше о сложных исторических событиях и социальных взаимодействиях.