Пять раз переболеть раком и выжить — как такое возможно? История 35-летней испанки

Врачи рассказали, как организм молодой женщины победил смертельную болезнь несколько раз подряд

3 ноября 2022
Brain light / Alamy

Специалисты из Испанского национального центра раковых исследований рассказали в журнале Science Advances об экстраординарном медицинском случае, с которым они столкнулись.

Речь идет о 36-летней женщине, у которой, начиная с младенческого возраста, каждые несколько лет появляются опухоли. Менее чем за четыре десятка лет жизни у пациентки выросли 12 новообразований, по меньшей мере пять из которых были злокачественными. Причем каждая из опухолей относилась к своему типу и развивались они в разных частях тела. Но что самое удивительное, все они сравнительно легко исчезали сами по себе.

Расшифровав геном пациентки, ученые были потрясены — у женщины присутствовали мутации в обеих копиях гена MAD1L1. Этот ген играет ключевую роль в процессе деления клеток, а мутации в нем приводят к изменению числа хромосом в клетках.

Эксперименты на животных показали, что наличие мутаций в обеих копиях гена MAD1L1, каждая из которых достается от одного из родителей, приводит к гибели эмбриона.

Однако пациентка, о которой идет речь, не только пережила эмбриональную стадию, но родилась, справилась с пятью типами агрессивного рака и, несмотря на проблемы со здоровьем, живет сравнительно нормальной жизнью. Случай совершенно уникальный — до сих пор ничего подобного не было описано ни в одном научном медицинском журнале.

Специалисты признали, что они пока просто не понимают, как это могло произойти. Согласно выдвинутой гипотезе, постоянное появление все новых клеток с измененным хромосомным набором хронически активизирует иммунную систему, которая эти клетки уничтожает, что приводит к исчезновению опухолей.

Если эта версия подтвердится, откроются новые пути в терапии онкологических заболеваний. Дело в том, что около 70% опухолевых клеток обладают аномальным числом хромосом. Если специально «натравить» на них иммунную систему, можно остановить развитие рака.