Продолжительность жизни к 2060 году увеличится до 150 лет: почему ученые так решили?

Человеческий век становится все длиннее

31 марта 2023
Jeffrey Isaac Greenberg 12+ / Alamy

Ученые из Университета Джорджии (США) провели исследование продолжительности жизни и обнаружили, что она неуклонно растет. По расчетам, уже в следующие 40 лет будут устанавливаться новые рекорды — люди смогут доживать до 150 лет. Моделирование также показывает, что это еще не максимально возможный возраст.

Скачок XX века

Как отмечают авторы, решившие взглянуть на будущее человечества, за последние четверть века еще никто не превзошел рекорд Жанны Луизы Кальман, француженки, которая прожила 122 года (скончалась в 1997 году). Поэтому ее возраст стали считать предельным для людей.

В новом исследовании команда оспорила это утверждение, показав, что предел еще не достигнут. Работа ученых была исключительно математической: они изменили существующую простую модель, чтобы проанализировать данные о смертности сотен миллионов людей в 19 промышленно развитых странах, которые родились между 1700-ми и концом 1900-х годов.

Одним из главных вопросов было — как со временем у людей менялись показатели смертности, особенно в группе от 50 до 100 лет? Модель выявила закономерности и на их основании предсказала возраст, до которого человек сможет доживать в будущем. В частности, команда обнаружила, что для тех, кто родился до 1900 года, возрастной ценз еще сохранялся.

Но уже для рожденных в 1910–1950 годах продолжительность жизни значительно увеличилась. Предположительно, это может быть связано с первой волной улучшений в области общественного здравоохранения и медицинских технологий. Для большинства стран, затронутых исследованием, максимальный возраст резко возрастет в будущем, считают ученые.

Дэвид Маккарти

«Модель предполагает, что самая старая японка, родившаяся в 1919 году или позже, имеет как минимум 50% шансов дожить до 122 лет или старше. А самая старая японка, родившаяся в 1940 году или позже, имеет 50-процентный шанс прожить более 130 лет».

«Поверили алгеброй биологию»

Однако не все эксперты соглашаются с выводами исследования, указывая на то, что оно исключительно математическое и демографическое, но не учитывает биологию старения. К примеру, то, что клетки человеческого организма склонны к возрастным заболеваниям, таким, как рак. А также не берутся в расчет достижения медицины, которые влияют на продолжительность жизни.

Критики считают, что подобные прогнозы можно делать только на основании исследований с участием больших групп живых существ, так как продолжительность жизни — категория биологическая. Авторы же согласились с замечанием, но отметили, что математическая модель все же дала очень полезную информацию, основанную на исторических данных о смертности.