Правда ли, что животные могут почуять страх человека? Опыт с лошадьми

Есть версия, что эмоции людей выдает запах пота, но так ли это?

3 марта 2024
Правда ли, что животные могут почуять страх человека? Опыт с лошадьми

Midjourney

Считается, что как бы вы ни боялись собак, мимо них надо проходить с чувством полной уверенности, чтобы они не учуяли страха и не напали на тебя. Но что на этот счет говорят исследования?

Ученые не первый год пытаются выяснить, могут ли на самом деле животные по запаху определить состояние человека. Но проверить это в присутствии человека было проблематично, потому что те же собаки реагируют не только на запахи, но и на выражение лица, позу и другие факторы. Поэтому человеческое присутствие решили исключить.

Авторы одного из недавних опытов, результаты которого опубликованы в журнале Scientific Reports, предлагали участникам в один день смотреть комедии, а на следующий — хорроры. После просмотра с их подмышек ватными дисками собрали образцы пота и попросили сообщить, насколько сильными были чувства радости и страха. Получив необходимые данные, образцы мазка от одного и того же человека давали понюхать лошади, чтобы проверить, сможет ли она различать запахи.

Авторы исследования признались, что поначалу вообще не были уверены в том, что лошади смогут различить запахи, но оказалось, что те реагировали по-разному в зависимости от того, какой ватный диск им преподнесли. В частности, когда лошади нюхали «радостные» образцы, то они использовали только левую ноздрю, а к «страшному» ватному диску принюхивались двумя ноздрями, причем делали это дольше, чем в первом случае. По мнению исследователей, это указывает на то, какую часть мозга лошади используют для анализа запаха, но не обязательно означает, что лошади знают, что такое страх.

Остается еще один вопрос — какие именно соединения, которые люди вырабатывают с потом, вызывают изменения в поведении лошадей? Ученые считают, что за реакциями лошадей могут стоять хемосигналы — химические вещества, вырабатываемые животными и способные влиять на поведение других животных. У людей в поту содержится несколько соединений, таких, как адреналин или андростадиенон, которые могут вызывать изменение запаха в моменты страха. И эти соединения также могут переносить «эмоциональную информацию» от одного вида к другому.

В будущем исследователи намерены выяснить, может ли запах страха вызвать напугать лошадей и какое вообще эмоциональное воздействие он может оказать на животных.

Подобный опыт ранее провели на собаках. В нем людях тоже показывали комедии и ужасы, собирали образцы и складывали их в коробку, а коробку относили в комнату, где были собака, ее хозяин и незнакомец. И у животных была разная реакция. Например, понюхав пот человека, который только что посмотрел комедию, собаки вполне ладили с незнакомцем. Но стоило в коробке оказаться «хоррор-пробнику», как собаки начинали жаться к своим владельцам или вовсе подходили к двери, пытаясь покинуть комнату.

Животные, к слову, могут чувствовать не только наши страхи, но и умело ощущают скрытую от нас реальность.