Пожилые под угрозой: потеря Y-хромосомы увеличивает риск смерти мужчин

Проблема грозит развитием сердечной недостаточности и инсультом

15 июля 2022

Ученые из Виргинского университета (США) нашли связь между потерей Y-хромосомы в клетках крови и смертностью от болезней сердца у мужчин. Статья об этом исследовании была опубликована в журнале Science.

Пожилые под угрозой: потеря Y-хромосомы увеличивает риск смерти мужчин
Andor Bujdoso / Alamy

Как известно, у большинства млекопитающих, включая человека, Y-хромосома определяет мужской пол организма. Конкретное влияния этой хромосомы на организм мало изучено, однако ранее исследователи выяснили, что мозаичная потеря Y-хромосомы является маркером биологического старения. Сокращение числа хромосом данного вида в кроветворных клетках наблюдается у 40% 70-летних мужчин и 57% 93-летних мужчин.

Ученые предполагали, что дефицит «мужской» хромосомы повышал риск развития болезней сердечно-сосудистой системы, включая инфаркты миокарда, а также рак, болезнь Альцгеймера и инсульт головного мозга. Новое исследование подтверждает эту гипотезу.

В ходе экспериментов американские исследователи изучали, как сокращение числа Y-хромосом в стволовых клетках крови повлияет на здоровье самцов мышей. Ученые использовали инструмент для редактирования генов CRISPR, чтобы создать мышей без Y-хромосом в кроветворных клетках. В результате выяснилось, что такие мыши живут меньше, у них развивался фиброз сердца, который приводит к сердечной недостаточности.

Кроме того, ученые проанализировали данные из Британского биобанка и выяснили, что потеря Y-хромосомы в лейкоцитах у мужчин повышает риск смерти от всех сердечно-сосудистых заболеваний на 0,54%. Если доля лейкоцитов без Y-хромосомы превышала 40%, риск смерти от любого заболевания сердечно-сосудистой системы повышался на 31%.

В этих случаях чаще всего мужчины умирали от гипертонической болезни, сердечной недостаточности, аневризмы и расслоения аорты.