Потому и не кусают: как ученые научились «кастрировать» комаров?

Новое исследование может помочь в борьбе с инфекционными вредителями

17 марта 2023
Потому и не кусают: как ученые научились «кастрировать» комаров?
Wirestock

Если комары думали, что они могут бесконечно долго досаждать людям, то у ученых из Калифорнии для них плохие новости. Они нашли способ уменьшить популяцию кровососов, не выходя на большую охоту.

Ученых из Калифорнийского университета в Риверсайде (UCR) озаботил, конечно, не сам факт того, что комары кусаются. Они задумались о том, что комары — переносчики энцефалита, вызывающего отек мозга, и вируса Западного Нила, который может привести к смерти. А раз стоит вопрос между жизнью и смертью людей, исследователи решили изучить возможность «декомаризации», присмотрелись к комариному спариванию. И описали свой беспощадный план в журнале Plos One.

Авторы исследования обратили внимание на то, что после спаривания сперме самцов нужно какое-то время, чтобы добраться из пункта А в пункт Б и завершить оплодотворение. И выяснили, что ключ к завершению этого путешествия — особенные белки, которые выделяются во время эякуляции и активируют жгутики сперматозоидов.

Ричард Кардулло

«Без этих белков сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку. Они останутся неподвижными и в конечном итоге просто деградируют».

Раньше те же ученые определили, что сперматозоидам нужен кальций, чтобы двигаться вперед. Для своего нового исследования они взяли 200 доноров комариной спермы, извлекли из них необходимый материал и разложили его на все белки, что в нем существуют. Чтобы выявить тот самый.

Биологи уверены, что подробная спермограмма поможет им сократить популяцию комаров без распыления пестицидов и, соответственно, без вреда для окружающей среды. При этом геноцид биологи комарам устраивать не собираются.

«Комары — самые смертоносные животные на Земле. Но как бы люди их не ненавидели, большинство экологов выступают против плана по их полному искоренению. Они играют важную роль в пищевой цепочке для рыб и других животных», — объясняет Ричард Кардулло.

Кстати, комары оказались очень любопытными подопытными. Биологи не в первый раз проводят над ними эксперименты, и однажды даже заставили комаров не взрослеть.