Посмотрите на загадочные брукселлы. Их считали древними медузами, но что они такое на самом деле?

Загадка возрастом полмиллиарда лет, наконец, решена

27 февраля 2023
PeerJ

Так называемые брукселлы впервые были найдены более ста лет тому назад на юго-востоке США, в формации Конасога, где залегают геологические слои, относящиеся к кембрийскому периоду. Возраст странных шестидольных окаменелостей округлой формы составляет около 514 миллионов лет.

Специалисты до сих пор спорят, что, собственно, это такое. Среди преобладающих версий — окаменевшие пузырьки газа, останки древних медуз, губок, водорослей или роющих червей.

Однако группа геологов из нескольких американских университетов, статья которых опубликована в журнале PeerJ, пришла к выводу, что брукселлы никогда не были живыми существами. Скорее всего, это кремниевые конкреции — часто встречающиеся в природе минеральные образования, разросшиеся вокруг некоего центра.

PeerJ

Ученые тщательно изучили разные образцы брукселл, используя несколько современных методов анализа, включая трехмерную визуализацию высокого разрешения. В итоге у брукселл не было найдено никаких признаков, которые бы подтверждали их органическое происхождение.

В то же время, когда исследователи сравнили состав и внутреннюю структуру этих объектов с кремниевыми конкрециями того же кембрийского периода, то никаких отличий между ними не обнаружилось, за исключением формы — у брукселл есть дольки, а у других древних природных образований их нет.

В итоге ученые пришли к выводу, что брукселлы никогда не обитали в кембрийских морях, это просто необычный тип кремниевых конкреций. Эти природные объекты бывают очень разных форм, и некоторые из них действительно напоминают окаменевших живых существ, отмечают исследователи.

Они не исключают, что точно такие же открытия могут ждать палеонтологов, если современные методы анализа применить и к другим загадочным окаменелостям кембрийского периода.