Последний европеец: на Сицилии нашли останки гигантской черепахи

Огромные рептилии были современниками библейских царей, но вымерли еще в раннем железном веке

7 июля 2022
Последний европеец: на Сицилии нашли останки гигантской черепахи
Сейшельская гигантская черепаха, эндемик острова Альдабра в Индийском океане
Marius Dobilas / Alamy

Палеонтологи обнаружили кости европейской черепахи вида Solitudo sicula. В последний раз эти гиганты грелись на пляжах Сицилии 12 500 лет назад. Это времена библейского правителя Саула и разделения Египта на Верхний и Нижний, «Илиада» с «Одиссеей» еще не созданы, а к северу от Альп люди впервые начинают использовать железные изделия.

Ранее считалось, что вымирание гигантских черепах в континентальной Европе произошло два миллиона лет назад, а на островах Средиземноморья — около двухсот тысяч лет назад.

Сейчас гигантских черепах можно встретить только на Галапагосах и коралловых островах Альдабра в Индийском океане (на фото). Но в далеком прошлом эти виды обитали на обширных территориях Северной и Южной Америки, Азии, Австралии. Ученые предполагают, что почти все пресмыкающиеся гиганты были истреблены людьми.

Последние европейские гигантские черепахи вымерли, предположительно, два миллиона лет назад из-за резкого похолодания. На таких островах, как Мальта и Сицилия, крупным рептилиям удалось дотянуть до плейстоцена. Считается, что последние гигантские черепахи на испанских островах Форментера исчезли 195 тысяч лет назад.

Но недавно на Сицилии ученые нашли останки гигантской черепахи возрастом 12 500 лет — тогда территория уже отделилась от «сапога» Апеннинского полуострова.

Проанализировав черепашью бедренную кость, коллеги пришли к выводу, что находка относится к неизвестному науке виду и роду. Животные получили название Solitudo sicula.

Спинные щиты их панцирей достигали в длину 50–60 сантиметров. То есть древние рептилии были намного крупнее современных средиземноморских сородичей, но мельче галапагосских и исполинских черепах.

Ученым пока не удалось извлечь ДНК из обнаруженных костей, поэтому о родовой принадлежности судить рано. Статья о рептилиях опубликована в журнале Zoological Journal of the Linnean Society.

Недавно археологи раскопали в Помпеях черепаху, погибшую при извержении Везувия.

Ранее биологи из Дании сообщили, что скорость старения черепах равна нулю, причем вероятность смерти с годами снижается.