Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Последние пристанища древних степняков: 3 загадки плиточных могил, над которыми бьются археологи

О народе, населявшем окрестности Байкала примерно 2500 лет назад, сегодня известно не так уж много

11 августа 2023Обсудить

На степных просторах Китая, Монголии и в окрестностях Байкала встречаются вертикально стоящие каменные плиты, образующие своего рода «оградки». Это так называемые плиточные могилы, в которых покоятся древние обитатели здешних мест. Об этих памятниках сложены легенды, написаны научные статьи и диссертации, но они по сей день остаются предметом изучения и вызывают дискуссии среди исследователей.

Последние пристанища древних степняков: 3 загадки плиточных могил, над которыми бьются археологи

Потерянные во времени

Осваивавшие в XVII–XVIII вв. даурские земли русские землепроходцы, крестьяне и рудознатцы, встречая посреди степей оградки из огромных плит, задумывались, кто мог поставить эти камни посреди степи. Ответить на этот вопрос тогда было некому, поэтому поселенцы сложили легенду о таинственном народе чудь, населявшем Даурию в далекой древности. Миф гласит, что однажды чудский шаман предсказал: когда вырастет белая береза, сюда придет белый царь и всех покорит. Как только появилась в степях береза, люди гордого племени, не желавшие склониться перед новым владыкой, соорудили огромные каменные саркофаги и захоронили себя под этими плитами.

Легенда не могла прояснить, кем же были чудские люди и когда они жили. Известно, что в Сибири была особая профессия — бугровщик. Ее представители в поисках сокровищ грабили древние захоронениям. Наверняка они проявляли интерес и к плиточным могилам, но точных сведений о подобных раскопках не сохранилось.

Последние пристанища древних степняков: 3 загадки плиточных могил, над которыми бьются археологи

Первые же научные раскопки столь примечательных памятников провел в 1735 году недалеко от селения Городище студент А. Горланов — участник экспедиции Герхарда Миллера. Правда, во время исследований ему не удалось ничего найти, кроме фрагмента человеческого черепа. В дальнейшем изучением плиточных могил занимались этнограф и поэт Дмитрий Давыдов, ссыльный революционер Алексей Кузнецов и другие ученые-энтузиасты.   

Первым термин «плиточные погребения» ввел в научный оборот в 1920-х археолог Григорий Боровко. Он классифицировал их и датировал скифскими временами. Современные археологи относят время существования плиточников к позднему бронзовому и раннему железному веку. Расцвет этой культуры принято датировать VIII–III вв. до н. э. Впрочем, ряд авторов полагает, что плиточники исчезли только во II веке н. э., а другие исследователи уверены, что эпоха плиточников охватывает XIII–VI века до н. э. Дискуссии о датировке продолжаются, эта загадка плиточников разгадана не полностью.

Кто же они такие?

К сожалению, мы до сих пор не знаем, на каком языке разговаривали плиточники, как они себя называли и почему исчезли. Тем не менее длительные исследования позволили немало узнать о них. Например, антропологи отнесли их к монголоидам — изучение немногочисленных черепов из плиточных могил, позволило высказать предположение о происхождении представителей этой культуры от неолитического населения Забайкалья и Восточной Монголии.

Последние пристанища древних степняков: 3 загадки плиточных могил, над которыми бьются археологи

Плиточники были первыми кочевниками в забайкальских степях. Они занимались скотоводством: разводили лошадей, коров, овец. Их рудознатцы и металлурги достигли значительных высот, о чем свидетельствуют многочисленные плавильные печи, рудники, ножи, латы, мечи, зеркала, стрелы сделанные из бронзы и железа. Бронзовые и золотые пуговицы, пряжки, бляхи с изображением сражающихся животных и замысловатыми узорами, найденные в погребениях, служат наглядным доказательством высокого мастерства древних ювелиров. Кроме того, упомянутые предметы вооружения однозначно указывают, что война занимала не последнее место в жизни плиточников.

Интересно, что плиточные могилы очень часто образуют обширные кладбища — одинокие погребения встречаются нечасто. По мнению некоторых археологов, это обстоятельство связано с тем, что в племенах плиточников господствовали патриархально-родовые отношения. Каменные оградки служили не только могилами, но поминально-ритуальными комплексами, где приносили в жертву животных и, возможно, даже людей. Косвенные доказательства человеческих жертвоприношений были обнаружены при раскопках огромного ритуального комплекса на Ламинской горе. Там в пяти погребальных камерах лежали останки людей, убитых ударами в голову или выстрелами из лука. Один скелет был без кистей рук.

Последние пристанища древних степняков: 3 загадки плиточных могил, над которыми бьются археологи

Ученые ведут споры об исторической судьбе плиточников. Так, Лев Гумилев полагал, что на основе культуры плиточных могил сформировалась культура народа хунну. Многие археологи не согласны с таким мнением: они полагают, что плиточники оказали существенное влияние на развитие бурхотуйской культуры. Так или иначе, они не исчезли без следа, подобно легендарной чуди, а влились в состав других племен, из которых затем возникли современные народы Центральной Азии.

Таинственные триподы

Сейчас в распоряжении археологов имеются тысячи наконечников стрел, фрагментов украшений и других предметов, связанных с культурой плиточный могил. Этого достаточно, чтобы пролить свет на многие ее загадки.

Последние пристанища древних степняков: 3 загадки плиточных могил, над которыми бьются археологи
Фрагменты триподов часто находят в степных погребениях
Источник:
ez.chita.ru

Но отдельные находки археологов очень трудно однозначно интерпретировать. К таких загадочным предметам относятся триподы — керамические сосуды на трех ножках, состоящие из трех отдельных резервуаров. Обсуждения предназначения триподов порождает горячие споры. Ходят о триподах и шутки. Автор этих строк во время учебы на историческом факультете слышал байку, что в одном отделении трипода варили компот, в другом кашу, а третьем суп. Что ж, если бы всё было так просто, тогда не пришлось бы спорить…

По версии академика Алексей Окладникова, триподы, по форме очень похожие на коровье вымя, можно сравнить с алтайскими кожаными сосудами из вымени. Возможно, триподы имитировали подобные изделия и служили ритуальным целям, поскольку вымя у кочевников ассоциировалось с благополучием и плодородием. Тогда три отделения трипода могут соответствовать трем мирам (верхнему, среднему и нижнему) в мифологии кочевников.

Последние пристанища древних степняков: 3 загадки плиточных могил, над которыми бьются археологи

Другие ученые высказывали догадки, что у триподов было вполне утилитарное назначение: три ножки резервуара удобно было разместить над очагом и равномерно нагревать пищу. Единого мнения на этот счет пока нет.

Это лишь часть загадок, которые оставили нам древние жители степей. Можно не сомневаться, что поисками ответов на них будет заниматься не одно поколение будущих археологов.

Фото автора, если не указано иное

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения