«Порог беспокойства»: у побывавших в космосе людей нашли мутации в ДНК
Астронавты 18-го экипажа МКС Грегори Шамитофф, Майкл Финк и космический турист Ричард Гэрриот.
Фото
NASA Photo / Alamy

Специалисты Медицинского центра «Маунт-Синай» в Нью-Йорке провели первое и единственное в своем роде исследование, для которого два десятка лет хранили кровь четырнадцати астронавтов. Ученые собирались выяснить, как короткие полеты сказываются на здоровье человека. У всех участников выявили мутации ДНК в кроветворных стволовых клетках. По словах ученых, они необычайно высоки и достигают нижнего «порога беспокойства».

Команда исследователей собирала образцы цельной крови у астронавтов, которые совершали краткосрочные полеты в космос на челноках с 1998-го по 2001 год. Образцы заморозили и хранили при температуре -80 градусов Цельсия.

Спустя 20 лет ученые использовали для исследования доступные современные методы — секвенирование ДНК и обширный биоинформационный анализ. Были выявлены 34 мутации в 17 генах.

Самыми частыми оказались две мутации:

• в гене, отвечающем за выработку белка, подавляющего опухоль;

• в гене, который изменяется при остром миелоидном лейкозе.

Такие мутации называют соматическими, они не передаются по наследству. В данной работе авторы увидели обилие клеток крови, полученных из одного клона в результате клонального гемопоэза. Чаще всего этот процесс бывает вызван факторами окружающей среды — ультрафиолетовым излучением, химическими веществами, а также запускается в результате лучевой и химиотерапии онкозаболеваний.

Дэвид Гукасян

По словам авторов, наличие данных изменений в ДНК не означает автоматически, что у космонавтов разовьются сердечно-сосудистые заболевания или рак. Но есть риск, что при повторных или более длительных полетах это произойдет.

Исследование стало необходимым в условиях растущего интереса к покорению дальнего космоса, коммерческим полетам на другие планеты, в том числе на Марс. Прежде люди должны научиться оценивать риски для здоровья от воздействия вредных факторов в таких миссиях и разработать для этого программу мониторинга.

По материалам издания Newswise.