Под морями Арктики заперты миллионы кубометров метана — что будет, если газ вырвется из ледяной тюрьмы?

Геологи говорят, что этот момент не за горами

21 декабря 2023Обсудить

Prisma via Legion Media

Под вечной мерзлотой, покрывающей группу островов в Северном Ледовитом океане, исследователи обнаружили море метана. Скованное льдами, оно постоянно растет и мигрирует, но ученые говорят, что приближается день, когда это море освободится. И вот что тогда может произойти.

Геологи, исследовавшие вечную мерзлоту на норвежском архипелаге Шпицберген, расположенном в 800 километрах от Северного полюса, рассказали в журнале Frontiers in Earth Science, что миссии, включающие в себя бурение мерзлой почвы в поисках ископаемого топлива, часто случайно наталкиваются на метан, но масштабы этих запасов до сих пор были неизвестны.

Чтобы уточнить их объем, исследователи изучили исторические данные коммерческих и научных скважин и составили карту вечной мерзлоты на Шпицбергене. Оказалось, что она сковывает миллионы кубических футов метана. Но они не остаются неподвижными. Волнистое основание вечной мерзлоты создает «карманы» между ней и подстилающей поверхностью, а там может задерживаться и накапливаться газ из биологических и небиологических источников.

Также исследователи обратили внимание на то, что Шпицберген — одно из наиболее быстро нагревающихся мест на планете, а его «активный» слой вечной мерзлоты (несколько верхних метров, которые сезонно тают и повторно замерзают) становится глубже по мере повышения глобальной температуры. Из-за парниковых газов ледяная «тюрьма» может ослабнуть и выпустить на волю цепную реакцию. Тогда сильный согревающий эффект метана приведет к таянию еще большего количества вечной мерзлоты. И газа выделится еще больше, а потепление ускорится.

Кажется, советы о том, как остановить глобальное потепление, в этой ситуации уже не спасут.