Хотите остановить потепление? Раскрасьте 2% поверхности Земли в белый цвет, советует ученый

Способ должен сработать, но есть и определенные риски

14 июля 2023
Midjourney

В 2021 году ученые из Университета Пардью (США) объявили о создании самой белой краски в мире, обладающей способностью отражать 98% солнечного излучения, падающего на окрашенную поверхность. Благодаря чудо-краске температура поверхности оказывается значительно ниже температуры окружающего воздуха. Причем охлаждающий эффект ультрабелой краски не ограничивается поверхностями — температура внутри окрашенного ею здания тоже заметно снижается, что позволяет экономить электроэнергию, ведь потребность в кондиционировании воздуха падает на 40%.

Сейчас ученые дорабатывают проект, повышая прочность краски и ее устойчивость к загрязнениям. Планируется, что ультрабелая краска будет выпущена на рынок через год, и тогда ею можно будет покрывать крыши и стены домов, транспортные средства, даже одежду и обувь, что немаловажно в ситуации глобального потепления климата на планете.

Тем временем, Джереми Мандэй, профессор электрической и компьютерной инженерии из Калифорнийского университета, рассчитал, что если покрыть ультрабелой краской 1–2% поверхности Земли, то есть чуть больше половины площади пустыни Сахара, планета перестанет удерживать больше тепла, чем выделяет, и температура воздуха прекратит расти.

При этом никакой опасности для космоса, куда будет перенаправлен жар Земли, это представлять не будет. Солнце выделяет в космос в миллиард раз больше тепла, чем Земля, и ничего страшного не происходит. «Это будет, как если вылить чашку обычной воды в океан», — пояснил профессор Мандей в интервью New York Times.

Другое дело, что такой проект трудноосуществим с чисто практической точки зрения — ведь красить придется всю поверхность, включая деревья, траву, песок, камни и так далее. Кроме того, если один участок планеты вдруг станет холоднее остальных, ее могут ждать тяжелые последствия — погодные катаклизмы и вымирание дикой природы.

Поэтому профессор Мандэй предлагает равномерно распределить совсем небольшие, выкрашенные ультрабелой краской участки по всей территории Земли. В тоже время он признает, что это может быть лишь временной экстренной мерой в условиях резко нарастающего потепления климата, пока человечество не сможет взять под контроль выбросы в атмосферу парниковых газов.