Почему после диеты вес быстро возвращается? Вот ответ ученых (и способ это изменить)

Медики не дали лабораторным мышам растолстеть

28 марта 2023
Pixel-shot / Alamy

Специалисты Института исследований метаболизма Макса Планка и Гарвардской медицинской школы выяснили, что при соблюдении диеты и потере веса в гипоталамусе активизируются определенные нейроны и связи между ними, которые в итоге вызывают длительное и чрезмерное чувство голода. Этим и объясняется так называемый эффект йо-йо, когда после диет люди стремительно набирают сброшенные килограммы обратно.

В ходе исследования ученые посадили лабораторных мышей на диету, а затем отслеживали, какие цепи в мозге и как при этом меняются. Оказалось, что ограничение в потреблении калорий сказывается на связях между клетками мозга. Вышестоящие нейроны в дугообразном ядре гипоталамуса начинали посылать усиленные сигналы нейронам AgRP в этой же области мозга, которые отвечают за голод. Из-за такой сигнализации животные после диеты ели гораздо больше и быстрее набирали вес.

«Важно отметить, что это глубокое изменение в мозге обнаруживается в течение длительного времени после диеты. В контексте развивающейся эпидемии ожирения, наши результаты дают новые основания для разработки терапевтических стратегий для долгосрочного поддержания сниженной массы тела после соблюдения диеты», — объясняют авторы исследования, опубликованного в журнале Cell metabolism.

Исследователи смогли блокировать усиление передачи сигналов нейронам AgRP у мышей с помощью избирательного ингибирования (подавления активности) нервных путей. Это позволило сдержать увеличение массы тела после диеты.

Авторы отмечают, что восстановление веса после длительных стараний и попыток его сбросить представляет серьезную проблему здравоохранения. Открытие механизма сигнализирующих нейронов поможет в будущем разработать лекарства, которые бы сдерживали их активизацию и помогали поддерживать здоровый вес. Чтобы найти наилучшие и безопасные способы блокировать механизмы нейронов, потребуются дополнительные исследования.