Пленные камни: что представляют собой три новых спутника Урана и Нептуна

У планет Солнечной системы нашли несколько новых «лун». Но почему никто не знал о них раньше?

26 февраля 2024
Пленные камни: что представляют собой три новых спутника Урана и Нептуна

Изображение сгенерировано нейросетью и носит иллюстративный характер.

Midjourney

Астрономы из Научного института Карнеги с коллегами нашли три новых «луны» в Солнечной системе: спутник Урана, который оказался самым крошечным из всех известных подобных объектов, и два спутника Нептуна, один из которых — самая тусклая из ранее открытых лун. Теперь вокруг двух ледяных гигантов должны появиться морские божества и нимфы — исследователи планируют назвать спутники именами из греческой мифологии и произведений Шекспира.

Первым был открыт спутник Урана — единственный обнаруженный у этой сине-зеленой планеты за последние два десятилетия. Он имеет ширину в 8 километров и совершает полный оборот вокруг Урана за 680 дней.

До сих пор самым маленьким в нашей Солнечной системе считался спутник Марса — Деймос, средний диаметр которого около 12,4 километра. Пока новая «луна» Урана носит название S/2023 U1, но вскоре ей собираются дать имя в честь героя какой-нибудь шекспировской пьесы. Это делается в соответствии с соглашениями об именовании внешних спутников Урана. Например, уже есть Миранда и Ариэль, названные в честь персонажей «Бури».

С появлением S/2023 U1 общее число спутников у ледяной планеты достигло 28.

Разглядели с трудом

Из двух новых спутников Нептуна ученые нашли сначала наиболее яркий, его обозначают как S/2002 N5. Средняя его ширина около 23 километров и ему требуется почти девять лет, чтобы обогнуть планету. Обнаружение второй, более тусклой «луны» потребовало дополнительной техники и особого времени для наблюдения.

Объект S/2021 N1 шириной в 14 километров обращается вокруг Нептуна за 27 лет и, как считают ученые, является на данный момент самым тусклым спутником в Солнечной системе из когда-либо найденных с помощью наземного телескопа. Теперь у Нептуна 16 известных «лун». Обе недавно открытые получат имена кого-то из полусотни древнегреческих морских божеств и нимф Нереид.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://carnegiescience.edu/dr-scott-s-sheppard-2">Скотт Шеппард</a></p>

«Три недавно открытых спутника — самые слабые когда-либо обнаруженные вокруг этих двух ледяных планет-гигантов с помощью наземных телескопов. Потребовалась специальная обработка изображений, чтобы выявить такие слабые объекты».

Пленные камни: что представляют собой три новых спутника Урана и Нептуна

Новый спутник Урана S/2023 U1.

Скотт Шеппард

Шеппарду с коллегами из других обсерваторий удалось определить, что эти точки на небосклоне движутся, и что это спутники планет, с помощью гигантского Магелланова телескопа в Чили и «Субару» на Гавайях. Самую «слабенькую» «луну» Нептуна также разглядывали в «Очень большой телескоп» (англ. Very Large Telescope), расположенный в Чили, и через оборудование обсерватории Джемини.

Команда делала серию из десятков пятиминутных снимков в течение трех-четырех часов в разные ночи, а затем совмещала эти экспозиции. Таким образом астрономы получили представление о движении планет и объектов вокруг них. Это трудоемкий процесс наблюдений, но он позволил создать обзорные и очень глубокие изображения. Ранее подобных исследований для Урана и Нептуна не проводили.

В плену у гравитации

Ученые выяснили, что орбиты у всех трех спутников «яйцевидные» и имеют сильный наклон по отношению к своим планетам. По словам экспертов, это указывает на то, что все «луны» родились не рядом со своими нынешними хозяевами. А были позже захвачены их гравитацией — во время или вскоре после того, как Уран и Нептун сформировались из пыли, газа и обломков, витавших вокруг Солнца в самом начале существования нашей системы.

Как у Земли появилась Луна, мы рассказывали здесь.