Пластиковый суп на обед: ученые поймали крошечное существо за поеданием вредных отходов

Найдена бактерия, способная разлагать пластик на безопасные компоненты

25 января 2023
Zoonar

Бактерии Rhodococcus ruber способны переваривать пластик, разлагая его на углекислый газ и другие безвредные субстанции, доказала морской микробиолог Маайке Гудриаан из Королевского института морских исследований (Нидерланды) и ее коллеги.

Ученые, статья которых опубликована в журнале Marine Pollution Bulletin, провели серию лабораторных экспериментов, призванных выяснить — могут ли Rhodococcus ruber есть пластик. Дело в том, что ранее специалисты уже обратили внимание на то, что в природе эти микроорганизмы образуют на поверхности пластмассы биопленку, под которой этот синтетический материал постепенно исчезает.

В ходе экспериментов исследователи использовали специально созданный полиэтилен, в состав которого входила особая форма углерода. Ученые сначала клали полиэтилен под ультрафиолетовую лампу, чтобы имитировать воздействие солнечного света, который в природе частично разлагает пластмассу.

Затем этим пластиком кормили бактерий, находившихся в бутылке с морской водой. В результате исследователи зарегистрировали, что над поверхностью воды появляется углекислый газ, в молекулах которого присутствует углерод из пластика.

Маайке Гудриаан

«Нам впервые удалось доказать, что бактерии действительно разлагают пластмассу на CO2 и другие молекулы».

По приблизительным оценкам ученых, бактерии могут уничтожать подобным образом 1% присутствующего в морской воде пластика в год, хотя не исключено, что в реальности эта цифра выше.

«Это, конечно, не решает проблему „пластикового супа“ в океанах, но, тем не менее, частично дает ответ на вопрос, куда девается пластик из океанской воды», — отметила Гудриаан, комментарий которой приводится в пресс-релизе института.

В прошлом году ученые нашли бактерию-гиганта размером 1 сантиметр, это примерно как человек ростом с Эверест.