Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Пища бездуховная: 11 символов, зашифрованных в картине «Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню» Питера Артсена

Художник додумался написать популярный евангельский сюжет так, как никто до него этого не делал, — притаившимся за грудой продуктов. Чем поспособствовал рождению нового жанра

28 мая 2023

Питера Артсена называют одним из создателей натюрморта как самостоятельного жанра. «Он, возможно, был изобретателем этого жанра для всего художественного мира постсредневековой Европы», — отмечал нидерландский историк искусства Рейндерт Л. Фалькенбург.

Однако картины Артсена, большую часть которых занимает изображение изобильной снеди, — это все же не натюрморты в чистом виде. На заднем плане происходит действие, рассказывается некая важная история, и тщательно выписанные продукты оказываются ее частью. Передний план, в сущности, занят реквизитом, и действующих лиц из-за него едва видно; такие произведения Артсена называют «перевернутыми натюрмортами».

Пища бездуховная: 11 символов, зашифрованных в картине «Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню» Питера Артсена
Питер Артсен «Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню», 1551

«Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню»
1551
Доска, масло. 115,6х168,9 см
Находится в Художественном музее Северной Каролины, США

Картина «Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню», написана на библейский сюжет о бегстве в Египет: Иосиф и Дева Мария с новорожденным Иисусом спасаются на чужбине, когда царь Ирод решает найти и убить ребенка – будущего Царя Иудейского, согласно пророчеству. На картине Богородица верхом на осле и ее муж едва различимы: художник показывает их где-то вдалеке через окно мясной лавки.

Однако разнообразная снедь на переднем плане фигурирует в новозаветной истории не просто так. Этот апофеоз чревоугодия, с одной стороны, противопоставлен умеренности благочестивого семейства, которое по дороге делится скромными припасами с нищим. С другой – каждый предмет, каждая деталь наделены символическим смыслом, глубже раскрывающим евангельский сюжет. Пища телесная напоминает о пище духовной.

В XVI веке заказчики ценили картины, задававшие темы для благочестивой медитации. А художнику нетривиальное визуальное решение давало новые возможности продемонстрировать свое мастерство. И главное – Артсен показал: предметы, считавшиеся слишком низменной материей, чтобы доминировать в пространстве большой картины, вполне достойны внимания и живописца, и аудитории.

Картина имела успех, о чем свидетельствуют несколько ее копий, созданные Артсеном и его мастерской. «Мясная лавка» была первым из «перевернутых натюрмортов» мастера, и впоследствии этот прием развивали и сам Артсен, и его ученики.

Пища бездуховная: 11 символов, зашифрованных в картине «Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню» Питера Артсена
Питер Артсен «Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню», 1551
  1. Мясо. Разделанные туши — символ бренности плоти со всеми ее потребностями. Скоромная еда, противопоставленная постной, роскошь для бедняков и услада для чревоугодников, написана сочно. Части мертвых тел, кости, остекленевший взгляд бычьей головы напоминают о неизбежной участи всех смертных.

  2. Рыба. Считается божественным символом, поскольку в греческое слово Ίχθύς, «рыба», складываются первые буквы фразы «Иисус Христос Божий Сын, Спаситель». Чтобы подчеркнуть это, рыбины положены крестом, а две из них находятся под Святым семейством, словно указывая на него. Рыба ассоциируется с постом и благочестивым воздержанием от чревоугодия — по контрасту с мясом, сыром и сливками.

  3. Хлеб и вино. Американский историк искусства Кеннет Крэйг усматривал в соседстве постных кренделей и кувшина для вина с видом на церковь намек на таинство причастия и напоминание о жертве Христа. Изображение бубенчика рядом тоже считал неслучайным, так как в те времена в Нидерландах существовал обычай во время евхаристии на мессе звонить в бубенцы.

  4. Мясник. Как это часто делали в XVI веке, художник изображает библейских персонажей в современной ему одежде и обстановке. Самая крупная фигура — мужчина в красной тунике; судя по ее цвету и по инструментам на поясе, он принадлежит к антверпенской гильдии мясников. Возможно, это намек на заказчиков шедевра.

  5. Устрицы. Как и мидии, символизировали похоть и считались афродизиаками.

  6. Посетители. Шумная компания мужчин и легкомысленных девиц предается плотским радостям. В ожидании выпивки они едят устриц. Пирующие максимально далеки от праведного пути, по которому следует Святое семейство в противоположной части картины.

  7. Туша. В ее очертаниях, расположении полотенца виден намек на распятие, тем более что она висит на том же уровне по горизонтали, на котором в другой части картины написана Дева Мария с Младенцем; богословы считали забитого тельца из евангельской притчи о блудном сыне символом жертвы Христовой. Начало и конец земной жизни Иисуса символически встречаются на картине.

  8. Святое семейство. Даже в пути Дева Мария совершает благочестивое деяние, подавая хлеб нищему ребенку. Кеннет Крэйг увидел в этом намек на причастие и жертву Христа, отсылку к евангельскому: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51). Пища духовная, дающая вечное спасение, противопоставлена бренной телесной — разделанным тушам на переднем плане.

  9. Церковь. В ее сторону направляются Святое семейство и прихожане. Сквозь нагромождение скоромной еды художник показывает духовный путь, на который выходят те, кто преодолевает мирские соблазны.

  10. Объявление. Текст о продаже участка целиком или по частям, по мнению исследователей, — отсылка к скандалу, случившемуся в Антверпене незадолго до создания картины. Благотворительное учреждение, госпиталь Святой Елизаветы, под давлением городских властей уступило им участок земли, а излишки в результате перепродажи оказались в руках одиозного перекупщика. Еще один конфликт богоугодного и мирского, благотворительности и алчности.

  11. Руки. Эмблема с герба Антверпена может указывать, откуда заказчик. По легенде, в древности на месте города жил великан Друон Антигон, отрубавший руки у тех, кто не платил ему пошлину за проезд по реке. Злодея победил и покарал тем же способом Сальвий Брабон, мифический родственник Юлия Цезаря.

ХУДОЖНИК
Питер Артсен 

Пища бездуховная: 11 символов, зашифрованных в картине «Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню» Питера Артсена

1508 — родился в Амстердаме в семье чесальщика шерсти.
1535 — ученик голландского художника Алларта Класа, вступил в гильдию живописцев Антверпена.
1542 — женился на Катхелейне Бёккелар, женщине из семьи художников. Трое из детей пары тоже стали живописцами.
1550–е — написал картины «Христос в доме Марфы и Марии», «Кухарка» и прочие — большинство шедевров, в которых важная роль отведена элементам натюрморта.
1566 — алтари его работы в нескольких церквях Нидерландов были уничтожены в ходе протестантского иконоборческого восстания, и художник тяжело переживал утрату.
1575 — умер в Амстердаме.

Фото: NORTH CAROLINA MUSEUM OF ART; RIJKSMUSEUM

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, июнь 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения