Переходит на мясо: стало известно, что заставляет африканскую лиану превращаться в хищника

Ботаники выяснили, откуда у растения такая необычная способность

17 мая 2023
New Phytologist

Команда немецких исследователей из Университета Вюрцбурга и Ганноверского университета Лейбница узнала, почему редкое тропическое растение становится плотоядным. Речь о лиане Triphyophyllum peltatum из лесов на западе Африканского континента — она уникальна в своей способности перевоплощаться из «вегетарианца» в «мясоеда» при определенных обстоятельствах. Причина в голоде, а точнее, в нехватке конкретного элемента питания.

Лиана Triphyophyllum peltatum известна в медицинских и фармацевтических научных кругах: исследования показали, что ее компоненты эффективны в борьбе с клетками некоторых видов рака, а также патогенами, вызывающими малярию и другие заболевания. А вот специалисты в ботанике знают растение, как единственное известное в мире, не являющееся хищным изначально, но способное им становиться.

New Phytologist

T.peltatum умеет развивать три разных типа листьев: на начальной (ювенильной) стадии развития — это обычные листья, а когда растение вступает в стадию лианы — это листья с двумя крючками на конце, которыми она будет цепляться за другие деревья, чтобы обвиваться вокруг них и подниматься вверх. Но в какой-то момент лиана может начать создавать еще один вид листьев — с клейкими ловушками в виде капель секрета. В них попадаются мелкие насекомые, и растение переваривает их с помощью специальных ферментов. Стадия плотоядности может возникать в разные периоды развития, а может не возникнуть вообще.

До сих пор было неясно, от чего это зависит, так как лиану сложно вырастить в искусственных условиях, чтобы изучить формирование ловушек. Впервые это удалось команде из Германии: они смогли создать подходящие условия для выращивания T.peltatum в оранжерее и размножения образцов в лабораторных сосудах на хорошо подобранных питательных средах. Результаты исследования опубликованы в издании New Phytologist.

New Phytologist

«Мы подвергали растение различным стрессовым факторам, включая дефицит различных питательных веществ, и изучали, как оно реагировало на каждый из них. Только в одном случае мы смогли наблюдать образование ловушек: в случае недостатка фосфора», — объясняет Трауд Винкельманн, профессор Института систем садоводческого производства в Ганноверском университете Лейбница.

По словам экспертов, африканской лиане достаточно только значительного уменьшения количества получаемого фосфора, чтобы превратиться в плотоядную.

В естественных для этого уникального растения диких условиях — в африканских тропических лесах — почвы действительно бедны питательными веществами. И лиана часто может оказаться перед угрозой «недоедания». Чтобы выжить в этих условиях дефицита, лиана научилась формировать ловушки и добирать жизненно важный элемент из нового источника питания — переваривая насекомых.