Пазл размером с Землю: ученые предложили «катастрофическую» версию появления континентов

Открытие объясняет, как планета обрела привычный нам вид

11 августа 2022
pxhere.com

Исследователи из Университета Кертин (Австралия) подтвердили одну из двух теорий появления континентов на нашей планете. Их возникновение могло стать следствием «бомбардировки» 30-километровым метеоритом около 3,5 миллиарда лет назад. По мнению авторов работы, это доказывают изотопы в породах кратона Пилбара на западе Австралии, которые расплавились под воздействием извне.

Фрагменты земной коры — тектонические плиты — как будто плавают на поверхности полужидкой мантии. При их столкновениях могут появляться и исчезать материки, горы и другие особенности ландшафта.

У мировой науки есть две основных версии, что спровоцировало этот процесс и образовало континенты. Согласно одной из них, кора раскололась 3,6–3,8 млрд лет назад в результате массовой вулканической активности на всей планете. Другой вариант — «постарался» астероид колоссальных размеров.

Австралийские геологи и геофизики исследовали часть земной коры, которая не менялась в течение миллиардов лет — кратон. Такой участок есть в Австралии, из древнейших скал кратона Пилбара команда взяла кристаллы циркона. Эти минералы содержат информацию о возрасте и других давних процессах в породах. Анализ изотопов показал: кратон появился в результате воздействия извне, а не глубинных процессов внутри планеты.

Процесс шел «сверху вниз»: начиная от плавления пород у поверхности и проникая все глубже. Это похоже на эффект от удара гигантского метеорита.

доктор Тим Джонсон

«Процессы, которые в конечном итоге сформировали континенты, начались с гигантских ударов метеоритов, подобных тем, которые привели к вымиранию динозавров, но произошли миллиарды лет назад».

По расчетам, метеорит должен был быть не меньше, чем 25–30 километров в диаметре. Авторы утверждают, что новые данные подрывают конкурирующую гипотезу про вулканы. Однако для подтверждения выводов команда планирует провести исследования древнейших участков земной коры в других районах планеты.