Память, как у рыбки: как прозрачные данио помогут вылечить рассеянный склероз

Ученые приблизились к получению средства от тяжелой болезни

24 сентября 2022
Память, как у рыбки: как прозрачные данио помогут вылечить рассеянный склероз
Gordon Zammit / Alamy

Рыбка данио давно стала моделью для биологов — на ее примере изучают физиологические процессы, которые протекают в организме человека. Все из-за прозрачной кожи этих маленьких красавцев: происходящее внутри видно как на ладони. Благодаря этому данио используют, например, для поиска активных веществ, которые помогут в борьбе с болезнями.

Недавно исследователи из Боннского университета описали новый инновационный способ диагностики с помощью рыб. Они изучили, каким образом данио восстанавливают поврежденную нервную ткань. Но в этот раз ученые применили принципиально новый подход. Они заменили рыбий ген человеческой версией.

Результаты пилотного исследования опубликованы в журнале Cell Chemical Biology. Итоги работы представляют интерес для медицинской науки, потому что многие гены данио существуют в аналогичной форме и у людей.

Но сначала несколько слов о склерозе. У здоровых людей в мозге имеется запас незрелых олигодендроцитов для восстановления миелинового слоя. При необходимости они созревают и «латают» повреждения. У пациентов с рассеянным склерозом описанный механизм нарушен. И, вероятно, виновником является рецептор GPR17 — именно его активация замедляет созревание олигодендроцитов.

В исследовании с рыбами данио часть рецептора заменили структурой, которая отвечает за получение молекулярных сигналов.

доктор Бенджамин Одерматт

«Нам удалось показать, что этот новый мозаичный ген нормально функционирует у личинок рыб».

В поисках новых методов лечения ученые испытывают активные вещества на культурах клеток. Затем многообещающие кандидаты тестируют на мышах и других животных. Но пока нет итогов клинических испытаний с участием людей, говорить о прорыве в лечении склероза рано.