Отсутствие мозга — не помеха: чем крошечные кубомедузы удивили биологов?

Немного терпения — и у вас будет послушная дрессированная медуза

25 сентября 2023
Отсутствие мозга — не помеха: чем крошечные кубомедузы удивили биологов?
Getty Images

Несмотря на отсутствие центрального мозга, карибская кубомедуза размером с кончик пальца (Tripedalia Cysophora) поддается дрессировке. По крайней мере, она может научиться ассоциировать ощущение столкновения со зрительным сигналом и использовать эту информацию, чтобы избежать столкновений в будущем.

Вдохновленные экспериментами Ивана Павлова на собаках, ученые из Фрибурского университета в Швейцарии взялись за медуз. В лаборатории создали для испытуемых практически естественную среду обитания. Учитывая, что в дикой природе Tripedalia Cysophora добывает крошечных ракообразных между корнями мангровых зарослей, исследователи поместили медуз в цилиндрические резервуары, на стенках которых были либо черно-белые, либо серо-белые вертикальные полосы.

С точки зрения медузы, сосуды с черно-белыми полосками были резервуарами с чистой водой, а с серо-белыми — с мутной. При этом небелые полосы имитировали корни мангрового дерева. В ходе эксперимента выяснилось, что в сосудах с «мутной водой» медузы ударялись о стену, потому что их зрительная система не могла четко распознавать серые полосы. Но несколько минут и ударов спустя они научились корректировать свое поведение и уплывать от стен.

Чтобы лучше понять действующие механизмы, исследователи препарировали отдельные ропалии (видоизмененные щупальца с глазами и нервными центрами) и повернули их к экрану проектора. В тот момент, когда зрительная система воспринимала визуальный сигнал, исследователи регистрировали электрическую активность в нервах. После этого ученые взялись за электричество. Легкий удар по мотонейронам имитировал удар по телу медузы. В этот момент испытатели фиксировали нервную активность кардиостимуляторов плавания, которая вызывала у медуз быстрые плавательные пульсы.

По словам ученых, им еще предстоит понять, как медуза обрабатывает и координирует обучение в каждой из четырех ропалий, но изучить вопрос о том, сохранят ли существа эти знания и насколько долго, вызывает у них интерес. Уверены, медузы найдут, чем еще удивить исследователей — одна из них (размером всего 4 миллиметра), например, научилась быть вечно молодой.