От первых клеток к Homo sapiens: посмотрите на 4 миллиарда лет эволюции в одной картинке

Как самые примитивные организмы дошли до жизни такой

12 июня 2023

Эволюция жизни на Земле продолжается уже более 4 миллиардов лет, с момента появления первых протоклеток. Этот процесс позволял различным организмам адаптироваться к той или иной среде обитания благодаря полезным мутациям и в итоге привел к появлению млекопитающих, к которым относятся и современные люди. Портал VisualСapitalist подготовил занимательную инфографику, позволяющую отследить основные этапы эволюции от возникновения жизни до наших дней.

Иллюстрация, оформленная в виде многоступенчатой лестницы, изображает различные организмы с указанием примерного времени их появления на Земле и различных эволюционных приобретений или утрат
VisualСapitalist

Посмотреть инфографику в большом размере

По мнению многих современных ученых, жизнь на нашей планете возникла примерно 4,3 миллиарда лет назад с возникновением протоклеток, содержащих способные к репликации молекулы РНК. Лишь через 2 миллиарда лет на Земле появились первые эукариоты — организмы, клетки которых содержали ядро с молекулами ДНК.

Важнейшей вехой на пути эволюции жизни стало появление многоклеточных организмов, к числу которых относились среди прочих дикинсонии — плоские представители эдиакарской фауны. Ряд ученых относит их к царству животных, хотя классификация этих ископаемых существ остается дискуссионным вопросом.

Dickinsonia costata
Verisimilus at English Wikipedia, CC BY-SA 3.0 , via Wikimedia Commons

Постепенно обитатели древних океанов обзаводились различными внутренними органами, элементами скелета, а также примитивными нервной и кровеносной системами. Так возникли первые рыбы, потомкам которых предстояло выйти на негостеприимную сушу. Для этого им потребовалось превратить свои плавники в протоконечности. Ученые до сих пор не могут с уверенностью сказать, какой именно вид выбрался из воды первым, но, возможно, это был тиктаалик — скелет этой рыбы мог поддерживать ее вес во время прогулки по мелководью.

Вид Tiktaalik roseae относится к лопастеперым рыбам. Они жили на Земле около 400 миллионов лет назад
Zina Deretsky, National Science Foundation, Public domain, via Wikimedia Commons

От рыб, которые предпочли жить на суше и сумели обзавестись для этого четырьмя конечностями, а также легкими, адаптированными к земной атмосфере, впоследствии произошли все современные амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие. Последние возникли на Земле еще в мезозойской эре, примерно 200 миллионов лет назад.

Млекопитающие той эпохи были сравнительно небольшими ночными существами и оставались в тени динозавров. Постепенно у них развивались волосяной покров, потовые и молочные железы их система кровообращения становилась более эффективной, а зубы приспосабливались для пережевывания различной пищи.

Плезиадаписов, внешне походивших на белок, считают предками всех приматов
Universal Images Group North America LLC / DeAgostini / Alamy via Legion Media

Прародителями современных человекообразных обезьян и собственно людей стали проконсулы — эти приматы, появившиеся около 30 миллионов лет назад, не имели хвоста, но прошло еще много миллионов лет прежде чем произошедшие от них оррорины и ардипитеки начали постепенно переходить к прямохождению примерно 5-6 миллионов лет назад. Окончательно этот важный признак современных людей был закреплен у австралопитеков.

Дальнейшая эволюция человека заняла всего лишь около 5 миллионов лет — за это время успели появиться и исчезнуть многие виды, относящиеся к роду Homo. Самые удачливые из них смогли освоить изготовление орудий труда, что помогло им выживать в окружении опасных хищников. Одновременно у наших предков стремительно увеличивался средний размер мозга, а его строение становилось все более сложным.

Упрощенное эволюционное древо человека, начиная с австралопитека афарского
earthhow.com

Вид Homo Sapiens возник, по разным оценкам, примерно 150-200 тысяч лет назад — в то время на Земле обитали и другие виды людей, включая денисовцев (Homo denisovan) и неандертальцев (Homo neanderthalensis). Эти виды скрещивались с вышедшими из Африки сапиенсами, но в итоге вымерли, оставив небольшой след в генах многих современных людей.

Эволюция человека продолжается и сегодня, хотя о ее дальнейшем направлении пока остается лишь гадать. Весьма вероятно, что теперь основное влияние на нее будут оказывать культурные и технологические факторы. Не исключено также, что смешение представителей разных рас в условиях глобализации приведет к снижению генетического разнообразия в человеческой популяции.