Операция спасения: ученые составили карту незаконного трафика шимпанзе из Африки

Это поможет отследить контрабанду животных

7 июня 2022Обсудить
Martin Harvey / Alamy

Ученые впервые составили генетическую карту диких шимпанзе. В каталог выключили 828 особей, проживающих в пределах африканского ареала. Чтобы составить карту, зоологи собрали ДНК приматов, обитающих в 48 местах на западе и в центре Черного континента. Разработка поможет бороться с незаконной торговлей животными.

ДНК для карты получали из экскрементов — для ученых такой способ изучения исчезающих видов оптимален, потому что позволяет проводить масштабные исследования, не вмешиваясь в жизнь животных. Единственное препятствие — помет содержит лишь небольшое количество ДНК.

Чтобы разрешить проблему, при секвенировании ДНК ученые использовали технологию целевого захвата. Этот способ впервые опробовали при изучении генома неандертальцев.

Метод позволяет ученым на 50% эффективнее секвенировать геномные вариации на 21-й хромосоме, и в результате сделать более качественный анализ ДНК. Ранее ученые могли секвенировать только 59 полных геномов шимпанзе, живущих в несвободе.

«Если мы сможем узнать генетическое разнообразие этого исчезающего вида и его демографическое прошлое, то сможем улучшить план по спасению вида».

С помощью полученных данных команда исследователей смогла составить карту, по которой можно определить незаконный трафик шимпанзе.

«Это может помочь правоохранительным органам рассмотреть наиболее вероятные маршруты, и мы сможем отследить их», — пояснила Фонцере.

Ученые надеются впоследствии составить такие карты и для других приматов.

Ранее был придуман способ следить за редкими видами по фотографиям из соцсетей.

Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Genomics.