Ученые секвенировали геном жителя Помпеев. Он оказался неместным

В изучении останков помог метод дробовика

27 мая 2022
Floriano Rescigno / Alamy

Международная команда ученых успешно провела полное секвенирование генома жителя Помпей, ставшего жертвой пробудившегося вулкана в конце августа 79 года нашей эры. Процветающий портовый город Помпеи был погребен заживо в результате мощного извержения Везувия. Но несмотря на сокрушительную силу, которая уничтожила все живое на своем пути, руины местных зданий исключительно хорошо сохранились и по сей день.

Активное изучение превратившегося в некрополь римского города началось с XIX века и продолжается по сей день, и новые технологии открывают еще больше возможностей.

Ранее проводить генетические исследования останков было весьма затруднительно, так как экстремальные температуры в 800–1000 градусов по Цельсию нарушили межклеточное вещество костной ткани. В таком случае сделать анализ ДНК останков стало практически невозможно. С другой стороны, продукты извержения вулкана защитили останки от разложения.

Nick Brundle / Alamy

До настоящего момента ученым удавалось извлекать только короткие отрезки ДНК из человеческих и животных останков. Но сейчас благодаря методу дробовика (shotgun sequencing), позволяющего секвенировать длинные участки ДНК, ученым удалось восстановить всю цепочку.

В этот раз объектом изучения стали останки двух жертв: мужчины 35–40 лет и женщины старше пятидесяти. Извержение застигло беспечных горожан врасплох прямо во время отдыха. ДНК мужчины рассказала, что житель Помпей был приезжим — ученые нашли у него родство с жителями острова Сардиния.

Изучение скелета мужчины выявило туберкулезный спондилит — хроническое инфекционное заболевание позвоночника, которое сопровождается постоянной болью. Авторы работы уверены, что теперь смогут подробнее изучить и других жертв Везувия при помощи палеогеномных методов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.