С нуля до 500 особей: как в Японии возродили исчезнувших ибисов и при чем здесь дипломатия

Редкая птица стала символом Страны восходящего солнца

25 июня 2022
AGAMI Photo Agency / Alamy
Alexander Mitrofanov / Alamy

Уже четырнадцать лет 72-летий японец Масаоки Цучия каждый день до восхода солнца отправляется на поиски своей птицы счастья. Найти эту птицу в дикой среде — действительно, счастливый случай, как и сам факт ее существования.

Речь идет о пернатом символе Японии — красноногом ибисе. В Стране восходящего солнца птицу называют токи. Ее изображение можно встретить повсюду — от рисунков на футболках до этикеток на пачках молока.

Интересно, что по-латински красноногий ибис называется Nipponia nippon.

Символ возрождения

За двадцать лет работы чиновникам удалось возродить популяцию островных ибисов буквально с нуля до 500 особей. Поэтому для местных токи — настоящий феникс.

Сейчас угроза вымирания грозит каждому восьмому виду птиц, потому эта история стала настоящим успехом, где не обошлось без политики и небольшой революции в укладе жизни островитян.

Сейчас любопытные туристы могут повстречать на острове целую стаю безупречных нежно-розовых птиц с алой «маской» на голове и «сапожками» в тон. Оттенок перьев получил название токихаиро — и почетное место в традиционной японской палитре.

Еще двадцать лет назад подобную картину было трудно вообразить. В 2003 году на острове скончался единственный в стране ибис. Тогда казалось, что это конец.

K.D. Leperi / Alamy

Ибисы и дипломатия

В эпоху Эдо (с 1603 по 1867 год) птицы считались вредителями рисовых полей. Также считалось, что мясо токи полезно для здоровья, а из его перьев чего только не делали, вплоть до украшений для дамских шляпок.

Неудивительно, что к началу 1930-х в Японии выжило всего несколько десятков токи, в основном на острове Садо и близлежащем полуострове Ното. Сам вид получил статус охраняемого.

После Второй мировой в Японии начали активно использовать химические удобрения и пестициды, чтобы поднять сельское хозяйство полуголодной страны. Вред химических веществ ударил по местной экосистеме, в результате к 1981 году в Японии осталось всего пять птиц, обитавших на Садо, где власти взяли их под особый контроль.

Khun Ta / Alamy

По счастливому совпадению, в том же году в китайской провинции Шэньси была обнаружена популяция из семи диких ибисов, это подарило надежду на выживание вида.

Содержащиеся в неволе птицы не смогли спариваться и продолжать потомство, и, казалось, были обречены, но тут на помощь пришла дипломатия. В 1998 году президент Китая Цзян Цзэминь нанес первый исторический государственный визит и подарил Японии пару ибисов.

Юй Юй и Ян Ян прибыли на остров в следующем году спецрейсом. А когда у них появился первенец, его даже показали по национальному телевидению.

AGAMI Photo Agency / Alamy

Фермеры против

Со временем популяция на острове Садо стала достаточно большой, чтобы вернуть птиц в их естественную среду обитания. Но для этого нужно было решить проблему с пестицидами.

Власти попросили фермеров применять вдвое меньше химикатов, чем разрешено законом, но встретили сопротивление. Для аграриев это аукнулось бы плохим урожаем и сокращением доходов.

Чиновникам пришлось использовать метод кнута и пряника: с одной стороны, они отказывались закупать рис у фермеров, которые нарушали правила, а с другой, создавали преференции для «токи-дружественных» производителей.

Конфликт сошел на нет, когда в 2008-м все увидели первые плоды борьбы — бродящую по рисовым полям почти мифическую птицу. Тогда сдались даже самые ярые противники экологических реформ.

«Это реальная история. Токи стал послом охраны окружающей среды и помог создать для себя благоприятную среду», — говорит Цучия.

Два раза в год местные власти выпускают на волю около 20 птиц после окончания ими «школы», где пернатые под присмотром орнитологов учатся летать, находить пищу и привыкают к присутствию людей.

По материалам, опубликованным на портале Phys.org.