Зачем летучие мыши притворяются осами?
Фото
Legion Media

Ученые Неаполитанского университета имени Фридриха II обнаружили, что летучие мыши умеют имитировать осиное жужжание, чтобы спастись от ночных крылатых хищников. Итальянские исследователи заметили: большие ночницы умеют издавать звуки, которые отличаются от их обычных сигналов для общения и охоты.

Хотя эти ночные «позывные» рукокрылых по многим акустическим параметрам отличались от звуков насекомых, для уха серых неясытей и обыкновенных сипух эти звуки были равноценны жужжанию пчел и ос. Особенно удачно летучие мыши могли копировать звуки шершня обыкновенного, который может ужалить несколько раз подряд.

Когда неясытям и сипухам включали запись звуков ночниц и насекомых, птицы предпочитали держаться подальше от динамика. Но когда до них доносились обычные звуки летучих мышей, совы, наоборот, подлетали ближе.

Ученые считают, что в случае с летучими мышами работает бейтсовская мимикрия — природный механизм, при котором безобидный вид животных имитирует опасный. Например, не способные жалить мухи обладают таким же окрасом, как осы.

Обычно птицы избегают ос и пчел, за исключением тех пернатых, которые ими питаются. Поэтому летучие мыши притворяются шершнями с целью самозащиты. Ученые утверждают, что пока это единственный пример, когда млекопитающее стало притворяться насекомым.

Но дело может быть вовсе и не в мимикрии. Возможно, назойливое жужжание просто нервирует птиц, и они стараются держаться подальше.

Результаты экспериментов опубликованы в журнале Current Biology.

Ранее потасовка летучих мышей за место в пещере попала на видео.