Она победила время: как медуза размером 4 мм научилась быть вечно молодой?

Ученые из Испании впервые расшифровали ДНК одного из самых удивительных морских обитателей

7 сентября 2022
Она победила время: как медуза размером 4 мм научилась быть вечно молодой?
Turritopsis dohrnii
Adisha Pramod / Alamy

Зоологи из Университета Овьедо (Испания) изучили «механизм бессмертия» медузы Turritopsis dohrnii, расшифровав ее геном.

Крошечное существо размером всего 4 миллиметра давно привлекает внимание исследователей своей способностью молодеть после репродуктивного периода в отличие от стареющих по всем законам природы родственников.

Чтобы разгадать эту загадку, ученые секвенировали ДНК «вечно молодой» медузы и сравнили его с геномом Turritopsis rubra, не отличающейся такой «сверхспособностью».

Изучив почти тысячу генов, которые так или иначе задействованы в процессе старения, исследователи обнаружили, что основные различия связаны с генами, отвечающими за репликацию и восстановление ДНК, поддержание длины теломер, обновление стволовых клеток и снижение окислительного стресса.

Кроме того, ученые нашли связь между генами, отвечающими за длинный жизненный цикл «бессмертной» медузы и процессами, которые могут даровать долголетие и здоровое старение человеку.

Ученые обнаружили, что у медуз есть два основных варианта цикличного омоложения:

• поликомбный путь — подавляются гены, связанные с развитием клетки;

• плюрипотентность — свойство клетки превращаться в любую из имеющихся в организме.

При этом у ученых до сих пор нет единого мнения относительно вечного омоложения и «бессмертия» медузы. Понятно одно: в этом процессе замешаны различные механизмы, и пристально изучать нужно каждый из них.

Карлос Лопес-Отин

«Эта работа не нацелена на поиск стратегий, как исполнить мечту человечества о бессмертии. Цель — понять механизмы и пределы клеточной пластичности, которая позволяет некоторым организмам побеждать время».

Тем не менее, результаты исследования медуз будут полезны для изучения рака, нейродегенеративных и сердечно-сосудистых заболеваний и старения человеческого организма в целом.