Он размером с Плутон и раскален как Солнце: у Земли нашли 5-й, неизвестный ранее слой

Строение нашей планеты оказалось сложнее, чем нам рассказывали в школе

24 февраля 2023
Zoonar

Каждый школьник, у которого хорошие отметки по географии, знает, что диаметр Земли составляет примерно 12 750 километров, а состоит планета из четырех слоев: твердой коры, вязкой мантии, жидкого внешнего ядра (магмы) и твердого металлического внутреннего ядра диаметром примерно 2440 километров.

Открытие ученых из Австралийского национального университета, статья которых опубликована в журнале Nature Communications, добавляет в этот список пятую геосферу. В самом центре Земли, внутри внутреннего ядра, находится раскаленный твердый шар из сплава железа и никеля диаметром 1350 километров.

К такому выводу исследователи пришли, анализируя поведение сейсмических волн от примерно 200 землетрясений магнитудой выше шести баллов, произошедших в последнее десятилетие. Эти волны, как пинг-понговые шарики, рикошетят туда-сюда внутри планеты, ударяясь о кору и возвращаясь обратно. По пути они встречаются с различными преградами, что отражается на их форме и траектории, благодаря чему можно определить контуры внутренних структур Земли.

И «внешнее» внутреннее ядро, и входящая в него, как кукла-матрешка, недавно открытая сфера раскалены до таких температур, при которых металлы должны были бы расплавиться — 5500–6000 градусов по Цельсию. Однако из-за невероятно высокого давления в центре планеты железо-никелевый сплав, из которого они состоят, остается в твердом состоянии, пояснил Хрвоже Ткальчич.

Хрвоже Ткальчич

«Мне нравится думать о внутреннем ядре как о планете внутри планеты. И в самом деле, это твердый шар размером примерно с Плутон и лишь немногим меньше Луны»

«А если мы бы каким-то образом демонтировали Землю, убрав с нее внешние геосферы, внутреннее ядро сияло был как звезда, потому что его температура соответствует температуре поверхности Солнца», — приводит слова Ткальчича агентство Reuters.

Читайте также, почему во время землетрясений в небе появляются странные свечения (в Турции и Сирии их тоже заметили).