Оглох и не мог ходить: ученые поставили диагноз человеку, жившему в Африке 100 тысяч лет назад

Наш предок страдал весьма тяжелой болезнью

22 июля 2022Обсудить
Hans Winke / Alamy

Португальские ученые изучили череп Homo sapiens возрастом 100 тысяч лет и установили, что человек скончался от осложнений воспаления внутреннего уха.

Останки древнего мужчины нашли в пещере Дар-эс-Солтан II на атлантическом побережье Марокко еще в 70-х годах прошлого века. Рядом обнаружили ископаемые останки еще двух скелетов. В ходе анализа культурных слоев археологи выяснили, что пещера служила приютом для древних людей начиная со среднего каменного века до неолита (200 тысяч лет до н. э. — XVIII век до н. э.)

Пациент с больным ухом, которого археологи окрестили Дар-эс-Солтаном II H5, жил примерно 100 тысяч лет назад.

По мнению ученых, примерно в этот период люди современного вида стали выходить из «колыбели» Африки. Поэтому некоторые исследователи называют его предком всех современных людей. Несмотря на принадлежность к Homo sapiens, череп прародителя еще имеет ряд архаичных черт, которые роднят его с кроманьонцами и другими гоминидами.

Недавно португальские антропологи исследовали череп Дар-эс-Солтан II H5 с помощью микротомографии (micro CT). В частности, исследователей интересовала височная кость — именно ее строение отличает современного человека от неандертальцев.

Анализ микротомографии показал: полукружные каналы древнего человека частично окостенели. Это говорит о том, что человек страдал от воспаления внутреннего уха, вызванного инфекцией, которая и привела к окостенению полукружных каналов и улитки.

Заболевание грозит проблемам с равновесием, головокружением и потерей слуха. Для охотника-собирателя такое состояние крайне опасно, потому что ограничивает его способности к выживанию.

Судя по состоянию костей, к моменту смерти человек, скорее всего, уже оглох и был не в состоянии самостоятельно передвигаться. Вероятно, в последние месяцы жизни о нем заботились остальные члены группы.

Ранее археологи уже находили окаменелости охотников-собирателей с подобной патологией.

Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Paleopathology.

Только для читателей «Вокруг света»: получите 50% скидку на сотни тысяч книг на сайте Литрес. Переходите по ссылке и вводите промокод vsveta50. Скидка действует на первую покупку любого количества книг через корзину в течение 1 дня после активации промокода. Акция продлится с 4 по 31 июля 2022 г. Приятного чтения!