Обнаружена новая причина сосудистой деменции и болезни Альцгеймера

Клетки, которые должны удалять «мусор» из ЦНС, погибают от переизбытка железа

24 сентября 2023Обсудить

Нейробиологи из Университета здоровья и науки штата Орегон (США) сделали открытие, которое может революционным образом изменить подходы к лечению сосудистой деменции и болезни Альцгеймера. Они установили основную форму гибели важных иммунных клеток в мозгу — ферроптоз из-за накопления железа.

Обнаружена новая причина сосудистой деменции и болезни Альцгеймера

Это приводит к тому, что нейроны и нервные волокна остаются без должной защиты и очистки. И запускает каскадную реакцию нейродегенеративных процессов в мозгу, как считают ученые. Результаты исследования опубликованы в Annals of Neurology.

В головном и спинном мозге есть постоянные клетки, часть иммунной системы, которые удаляют клеточный мусор — это микроглия. Они отвечают в том числе за очистку от амилоидных бляшек, связанных с развитием деменции. А также мигроглии следят за состоянием миелина — это защитная оболочка нервных волокон головного мозга, которая покрывает их подобно изоляции на электропроводах. Когда миелин повреждается каким-то мусором, микроглии «прибегают», чтобы очистить его.

Однако, во время нового исследования посмертной ткани мозга у пациента с деменцией, ученые обнаружили, что в белом вещества произошло значительное разрушении микроглии. Они стали разбираться в причинах: оказалось, что иммунные клетки погибали при исполнении «служебных обязанностей», когда очищали миелин, богатый железом. В результате чего в них самих накапливался ферритин. Эта форма гибели клеток известна как ферроптоз.

Учитывая, что в последние десятилетия проведено огромное количество исследований причин деменции, авторы были удивлены, что связь с ферроптозом до сих пор игнорировалась специалистами.

«Мы пропустили основную форму гибели клеток при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Мы не уделяли особого внимания микроглии как уязвимым клеткам, а повреждениям белого вещества головного мозга уделялось относительно мало внимания», — сказал доктор Стивен Бэк, невролог и профессор педиатрии в Медицинской школе OHSU, который до этого занимался изучением миелина в том числе у недоношенных детей.

Авторы надеются, что их результаты используют для усовершенствования лечения и профилактики деменции и болезни Альцгеймера. Токсичность железа в мозге давно известна и часто обусловлена генетической дифцункцией. Если она ответственна за гибель клеток микроглии, то можно разработать таргетную  (целевую) терапию.

Например, фармкомпании могут создать соединения, которые будут помогать восстанавливать миелин и защитят микроглии от разрушения. По мнению профессора Бэка, открытие вызовет большой ажиотаж в фармацевтической промышленности.