Долгие шесть лет британский археолог Говард Картер искал гробницу Тутанхамона. И в 1922 году наконец нашел ее. Проклятия древнеегипетского фараона, о которых Картер был наслышан, не остановили ученого, и он зашел внутрь. И вскоре поплатился за свое нахальство — змея убила его канарейку. Некоторые коллеги Говарда расценили это как предупреждение и подкрепили слухи о проклятии, которые множились с каждой новой смертью участников той экспедиции. Спустя десятилетия ученые задумались — а что, если между этими смертями и проклятием нет никакой связи? Да и вообще никакого проклятия нет?
У идеи проклятия Тутанхамона есть и ярые сторонники, и такие же ярые противники. Например, когда в апреле 1923-го умер Джордж Герберт (он финансировал раскопки и присутствовал при вскрытии гробницы; причиной его смерти назвали пневмонию, вызванную укусом инфицированного насекомого), а спустя несколько часов и его собака, Артур Конан Дойл в беседе с New York Times говорил, что смертельную болезнь Герберта мог вызвать злой дух. Но спустя пару дней в той же газете появилось заявление сотрудника Британского музея, который назвал теории проклятия бредом.
На сегодняшний день общее количество смертей, которые приписывают проклятию, колеблется от девяти до 20 с лишним. В зависимости от того, кого брать в расчет — только участников раскопок или их родственников тоже. Причины их гибели самые разные — автомобильные аварии, перестрелки, пожары, кто-то свел счеты с жизнью по собственной инициативе. Но никто не умер от старости. На первый взгляд, вполне подходит для проклятия. Но как быть с десятками рабочих, которые помогали в раскопках, оставшихся неизвестными?
В 2003 году два врача
В 2013 году исследователи из Гарвардского университета изучили коричневые пятна на стенах гробницы Тутанхамона, которые присутствовали там, когда Картер ее вскрыл. Хотя анализ обнаружил доказательства существования грибковых сообществ и бактерий, они больше не были активны и не представляли угрозы для посетителей.
Возможно, самое приземленное объяснение проклятия представил врач Фрэнк МакКланахан, который лечил Джорджа Герберта. По его мнению, смерти, приписываемые проклятию, составляют лишь небольшой процент из общего числа тех, кто бывал в гробнице, и «если вы возьмете любую большую толпу людей и вернетесь позже, вы обнаружите среди них определенный процент смертей».
Как