Незаметный двигатель потепления: названы насекомые, которые сделают климат еще жарче

Чем больше на Земле этих существ, тем активнее будут меняться условия

28 сентября 2022
Legion Media

Несмотря на статус одного из главных вредителей для человека, термиты играют важную роль в тропических и субтропических экосистемах. А съесть целиком ваш деревянный дом способны всего лишь 4% видов этих насекомых. В природе же древоядные термиты перерабатывают питательные вещества в почве и выделяют углерод обратно в атмосферу.

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Science, роль термитов в ближайшие десятилетия будет расти, поскольку глобальное потепление расширит их среду обитания на планете. А это, в свою очередь, может привести к выбросу в атмосферу еще большего количества углерода, который содержится в валежной древесине.

То есть круговорот углерода на планете ускорится. А вместе с этим процессом быстрее пойдет и потепление.

Деревья играют ключевую роль в глобальном углеродном цикле. Они поглощают углекислый газ из атмосферы с помощью фотосинтеза. Большинство деревьев очень медленно растет, какая-то часть лесной массы постепенно отмирает, образуя останки мертвой древесины, где накапливаются большие массы углерода.

Если валежную древесину быстро переработать, то хранящийся в ней углерод будет так же оперативно попадать обратно в атмосферу. Поэтому ученым важно понимать, какие условия влияют на скорость переработки валежной древесины. Известно, что активность микробов удваивается с каждым повышением температуры на 10℃ и процесс разложения происходит быстрее во влажной среде.

В новом исследовании ученые отметили важную роль термитов в этом процессе. Анализ показал, что потребление древесины было самым высоким в теплых районах с низким и средним годовым количеством осадков. Например, скорость переработки древесины насекомыми в субтропической пустыне Южной Африки была в пять раз быстрее, чем в тропическом лесу Пуэрто-Рико.

И в ближайшие десятилетия ученые прогнозируют высокую активность термитов из-за расширения их ареалов к северу и югу от экватора.

Ранее была опубликована карта теплового стресса к 2100 году: посмотрите, где на планете станет жарче всего.