Непревзойденные асы: как живут и охотятся стрекозы

Синие, голубые, зеленые, красные стрелы, блестящие на солнце, то исчезают в зарослях прибрежной растительности, то вновь появляются в воздухе. Это не миражи и не призраки, а стремительные и ловкие охотники из мира насекомых

7 июня 2021

Стрекоз неслучайно называют воздушными асами. Стрекозы с легкостью совершают сложные маневры: зависают на месте, пикируют вниз, взмывают ввысь, быстро разворачиваются в любую сторону. Некоторые виды в полете развивают скорость до 40 километров в час!

Непревзойденные асы: как живут и охотятся стрекозы

Столь выдающиеся показатели обеспечиваются конфигурацией крыльев, а также их идеально слаженной работой. Установлено, что крылья стрекоз изгибаются от оснований к верхушкам, что позволяет отбрасывать воздух. Кроме того, задние крылья как бы опираются на воздушный поток, создаваемый передними.

Разумеется, чудеса летного мастерства насекомые демонстрируют не ради спортивного интереса. В полете стрекозы охотятся на мух, комаров, мошек. Подобно истребителям, они атакуют с воздуха ничего не подозревающих жуков и пауков. В мире насекомых, пожалуй, только ктырь может вступить в воздушный бой со стрекозой и выйти из него победителем.

При охоте стрекозы полагаются не только на скорость и маневренность, но и хорошее зрение. Огромные фасеточные глаза на подвижной, вращающейся, как у совы, голове, помогают им при поиске и  отслеживании добычи.

Лапы стрекоз вооружены острыми шипами и предназначены для захвата и удерживания жертвы. Передвигаться с их помощью по земле хищницы не могут.

Непревзойденные асы: как живут и охотятся стрекозы

Сейчас на планете обитает более 6000 видов стрекоз, причем, время от времени появляются сообщения об открытии новых. Самые крупные из них достигают 12 сантиметров в длину. Но это карлики в сравнении с жившей в теплых палеозойских лесах гигантской стрекозой меганеврой, длина которой составляла 66 сантиметров!

Как правило, взрослые особи большинства современных стрекоз России живут один летний  сезон. Неслучайно великий баснописец Иван Андреевич Крылов сделал этих крылатых охотников символом беззаботности:

Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Однако писатель, создав образ беззаботной попрыгуньи, намекал на людей и, конечно же, не претендовал на характеристику образа жизни реальных насекомых. На самом деле стрекозы не так уж и беззаботны. Например, когда зима «катит в глаза», стрекоза серолютка Брауэра забивается в расщелины пней, под кору деревьев и впадает в оцепенение. Перезимовав, она в числе первых насекомых, в том числе и муравьев, встречает весну.

В течение лета стрекозы успевают позаботится о продолжении рода: спариваются в воздухе, после чего самка откладывает в водоем яйца. Их детишек, то есть личинок, принято называть нимфами.

Личинки быстры, прожорливы и чрезвычайно опасны для мелких обитателей водоема. Нимфа нападает на всех, кого может съесть. Нет от нее спасу ни жукам, ни головастикам, ни малькам рыб.

Но приходит время, и личинка покидает водоем, выползает на сушу, выбирает камень или прибрежное растение и замирает. Тогда наступает волшебный миг. Покровы разрываются, из них медленно появляется  слабое бледное тельце будущей стрекозы с согнутыми лапками. Сначала крылья насекомого выглядят смятыми, словно лист старой бумаги.

Стрекоза будто вываливается из старой шкурки, ее крылья постепенно расправляются. Кажется, что она вот-вот рухнет. Но в какой-то момент охотница изящно выгибается, аккуратно вытягивает лапки и хватается за свои прежние и ставшие ненужными покровы. Потом она вытаскивает оттуда брюшко, которое постепенно удлиняется, наливается цветом.

В этот момент стрекоза еще уязвима и совершенно беззащитна. Как отмечал известный советский энтомолог Павел Мариковский, даже комары иногда пользуются ее беспомощностью. Но проходит немного времени, и по крыльям стрекозы пробегает легкая дрожь. Она готова отправиться в свой первый полет.

Фото: автора