Не умеющие молчать: почему певчие птицы выводят свои трели почти без передышки?

Оказалось, что наши пернатые соседи по планете очень похожи на нас

16 декабря 2023

Представитель вида Taeniopygia castanotis

Wirestock via Legion Media

Несколько тысяч видов птиц на планете — певчие, и они поют часами напролет каждый день. Большинство — как только начинается восход солнца и до заката. При том, что давно известны практические задачи пения: защита территории, привлечение партнеров, орнитологи до сих пор не знают, зачем птицы поют так много. Даже когда «для дела» не надо и когда для безопасности лучше бы помолчать. Международная команда из Дании выяснила, в чем дело, результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Как птицам запрещали петь

Wirestock via Legion Media

По словам экспертов, пение — процесс энергозатратный, к тому же может быть опасным: подашь голос, и о твоем местонахождении уже знают хищники. Однако птицы все равно идут на этот риск. Ученые предположили: может быть, у птиц и нет выбора, вдруг им приходится подолгу петь ежедневно, чтобы не прекращать тренировку своих голосовых мышц, иначе потеряют навык?

Чтобы проверить эту гипотезу, команда провела ряд экспериментов с зебровыми амадинами Taeniopygia castanotis, которых еще называют австралийскими зябликами — маленькие пестрые певчие птички с полосатыми рисунками на теле и яркими оранжевыми «щечками». Так, в одном из тестов взрослых самцов на пике их певческой формы поместили в клетки и бо́льшую часть дня держали без света, и тогда пернатые не пели в ожидании «рассвета».

Свет давали лишь ненадолго, чтобы покормить и напоить птиц, но и в это время не позволяли им петь. Первое время это было несложно, говорит Адам, достаточно было только человеку в помещении пошевелиться. Однако вскоре зяблики привыкли к людям и стали пытаться петь уже в их присутствии. Тогда исследователи постукивали по клеткам, чтобы попросить птиц замолчать, и амадины слушались.

Почему важно быть «в голосе»

Все это время ученые отслеживали изменения: по их наблюдениям, уже через неделю вокальные мышцы амадин стали слабеть. А через три недели вернулись на уровень подростков, которые только учатся выводить трели. У биологов оставался вопрос, как это скажется на звучании песен. Интересно, что когда они разрешили самцам вновь запеть и сделали запись, то человеческое ухо не заметило значительных перемен. А вот когда запись поставили самкам амадин, то шесть из девяти предпочли песню самца, который не прекращал ежедневные «тренировки».

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://portal.findresearcher.sdu.dk/en/persons/irisadam">Айрис Адам</a></p>

«Мы пришли к выводу, что певчим птицам необходимо тренировать свои голосовые мышцы, чтобы исполнять песни высочайшего качества. Если они не поют, то теряют работоспособность, вокализация становится менее привлекательной для самок — и это плохо».

Авторы сравнивают птичье пение с ежедневной вокальной гимнастикой для того, чтобы поддерживать свои вокальные инструменты в лучшей форме.

Датские орнитологи добавляют, что выводы можно применить и к нашему голосу. Точно так же, если человек вынужден долгое время молчать, он может столкнуться с потерей некоторых голосовых данных. Профессиональные певцы знают, что долгий перерыв в репетициях, например, если перенес простуду или хирургическое вмешательство на голосовых связках, потребует реабилитации. Айрис Адам считает, что изучение певчих птиц может в будущем помочь усовершенствовать методы для тренировки или восстановления голоса.

Как австралийцев на пляже напугала самая опасная птица в мире, смотрите и читайте здесь.