Не как все: зачем самки аргонавтов заново изобрели раковину?

Иногда эволюция идет неочевидным путем, пример тому — осьминоги-путешественники

31 октября 2022
Не как все: зачем самки аргонавтов заново изобрели раковину?
Gerald Robert Fischer / Alamy

Команда морских биологов из Японии показала удивительное происхождение защитной раковины осьминогов-аргонавтов. После того как предки осьминогов еще в древности избавились от прочной брони, этот любитель путешествий по волнам заново отрастил себе панцирь. Генетический анализ, который провели ученые, демонстрирует, что его скорлупа — продукт самостоятельной эволюции, она не похожа ни на одну другую у ближайших родственников аргонавта.

Предположительно все древние головоногие, которые появились около 440 млн лет назад, имели раковины или панцири. Однако со временем большинство из них скинули «оковы» либо сохранили только рудиментарные остатки. Исключение — наутилусы, которые носят раковину с воздушными камерами внутри и используют ее для всплытия и погружений.

Аргонавты, которых иногда сравнивают с наутилусами из-за похожих внешне раковин, являются осьминогами. Единственными, которые сегодня отращивают панцирь. Причем делают это только самки аргонавтов, выделяя кальцифицурующие белки из своих «рук». Их раковины лишены внутренних камер, имеют другое микроскопическое строение и не крепятся к мантии моллюска, как у наутилуса. Осьминог внутри скорлупы просто цепляется за нее своими несколькими конечностями.

Ученые задавались вопросом, как и почему аргонавты восстановили себе панцирь, хотя все его предки и сородичи от этого отказались. И могут ли быть у него общие гены с дальним родственником наутилусом, которые помогли бы сформировать схожую раковину. Команда собрала образцы крупных аргонавтов из Японского моря, секвенировала их ДНК и сравнила ее с геномами других осьминогов и наутилуса.

Анализ показал, что у аргонавтов есть гены, как у наутилусов, однако они не использовали их для построения раковин. Последовательности генов, которые были использованы для этого, нашлись и у обычных осьминогов без панцирей. То есть аргонавты не стали повторять механизм наутилуса и не задействовали белки, связанные с формированием раковины у далеких предков, а пошли оригинальным эволюционным путем. По выводам ученых, они с нуля изобрели свою скорлупу.

Однако цель аргонавты преследуют схожую с наутилусами: в отличие от других осьминогов, они не живут на дне и не зарывают свое потомство в субстрат. Они ведут пелагический образ жизни — предпочитают путешествовать по океану, качаясь на волнах ближе к поверхности.

Раковина помогает им держаться на плаву и контролировать погружение: хотя в ней нет воздушных камер, есть «карман», который захватывает немного воздуха. Самки аргонавтов не рождаются с панцирем, а буквально создают его своими «руками» и используют его также как футляр для вынашивания яиц.