Не как у белок, но хорошая: ученые показали истинные возможности нашей памяти

Вы и представить не могли, что способны столько всего запомнить

25 января 2023
BSIP SA / Alamy

Специалисты Гарвардской медицинской школы показали, что люди не только узнаю́т объекты, которые видели, но и способны почти с идеальной точностью вспомнить, где и когда это произошло. В ходе экспериментов участники запомнили расположение более сотни элементов, которые всего раз промелькнули у них перед глазами.

Зачастую мы склонны думать, что наша память гораздо хуже, чем у тех же братьев наших меньших. Так, белки или птицы имеют впечатляющую пространственную и временную память, которая позволяет им, например, находить припрятанную на зиму еду. В то же время некоторые из нас каждое утро не могут найти у себя дома ключи, носки или забывают, где припарковались.

Однако, успокаивают ученые, рано ставить крест на своей памяти. Надо учиться ее использовать. Предыдущие исследования свидетельствуют, что если человеку показывать много различных объектов, он способен хорошо их запоминать. Но в подобных экспериментах была велика доля узнавания предметов, отмечают авторы новой работы. Поэтому ученые сосредоточились на памяти о пространстве и времени.

Не как у белок, но хорошая: ученые показали истинные возможности нашей памяти

Команда показывала участникам исследования объекты, размещенные на сетке 7 на 7. Каждый выделяли красным цветом на две секунды, а затем изображения исчезали. После просмотра добровольцев проверяли на способность вспомнить три вещи:

• видели ли они предмет раньше;

• если да, то где именно он находился;

• когда в последний раз они его видели.

Результаты показали, что большинство участников могут с точностью до +/- одной ячейки указать местоположение более 100 объектов.

Также испытуемые точно определили время показа предмета в 60–80% случаев, что, по словам экспертов, значительно выше, чем если бы они просто угадывали — тогда было бы максимум 40%.

Джереми Вулф

«Результаты показывают, что у людей есть пространственная массивная память (мы помним, где находятся объекты) и временная массивная память (мы помним, когда видели что-то в последний раз). И мы можем вспомнить это с хорошей, если не идеальной, точностью для большого количества объектов».

Авторы отмечают, что для определения верхних пределов массивной памяти потребуются дальнейшие эксперименты. Также ученые собираются рассмотреть, зависит ли память от таких факторов, как, например, пол.