Не десерт, а предмет культа: в Мексике нашли чашу, из которой майя пили острый шоколад

Древний сосуд превосходно сохранился

20 июля 2022
INAH

Археологи из Национального института антропологии и истории (Мексика) раскопали необычную чашу, принадлежавшую индейцам майя, по наводке биолога, исследовавшего пещеры курорта Плайя-дель-Кармен. Находку сделали на востоке полуострова Юкатан, родине цивилизации майя.

Сосуд действительно только выглядывал из мягких отложений, которыми заполнилась пещера в сезон дождей. Археологам пришлось бережно откапывать его, чтобы не повредить.

«Сосуд красноватого цвета, внутри черный налет, частично покрытый карбонатами кальция. Изделие напоминает фитоморфное изображение, похожее на тыкву», — рассказал археолог Антонио Рейес из Национального института антропологии и истории (INAH).

Специалисты определили, что чаша относится к керамическим емкостям того типа, которые использовали для изготовления и питья горячего шоколада, хотя и отсутствуют традиционные ручки и носик.

Сосуд датировали поздним доклассическим периодом (300–250 годами до нашей эры). В это время, по словам ученых, территорию теперешнего курорта начали заселять первые майя.

Шоколад они употребляли не в привычном нам виде. Какао-бобы обжаривали и делали пасту с кукурузной мукой, чтобы потом приготовить из нее горячий напиток. Питье отнюдь не было сладким, более того, в качестве специи туда добавляли перец чили.

Единственным сходством с какао, пожалуй, можно назвать пенку — острый шоколад переливали из чаши в чашу до тех пор, пока не появлялась густая пена. Напиток использовали не только для удовольствия, но и для лечения, а также в официальных и религиозных церемониях — как ценное подношение.

Археологи отмечают: к сожалению, после изъятия чаши из отложений в пещере ее место сразу же заполнилось водой. Это не позволило изучить пространство на предмет других реликвий. Однако ученые собираются вернутся в Куэва-де-ла-Крус, когда начнется период засухи, чтобы исследовать пещеру и определить, была ли она жилищем или религиозным пространством. Или же чашу случайно занесло туда дождевыми потоками.

По материалам Heritage Daily.