Не дай себе озябнуть: как живут проворные зяблики

Эти распространенные птицы обладают яркой внешностью и певческим талантом

20 мая 2024Обсудить

Названия птицам часто даются по отличительной особенности их внешности или поведения. Поэтому логично было бы предположить, что птица из семейства вьюрковых, названная зябликом, постоянно мерзнет. Это не совсем верно — на деле зяблики не такие уж и мерзляки. Vokrugsveta.ru рассказывает, как выглядят и какой образ жизни ведут эти певчие пташки.

Mats Janson via Legion Media

Зяблик

Fringilla coelebs

Не дай себе озябнуть: как живут проворные зяблики

Обыкновенный зяблик (Fringilla coelebs)

Класс — птицы
Отряд — воробьинообразные
Семейство — вьюрковые
Род — зяблики

Согласно современной классификации, род зябликов насчитывает восемь видов. В Европе, Северной Африке и европейской части России наиболее распространен обыкновенный зяблик (Fringilla coelebs). По размерам он сопоставим с воробьем, но спутать его с последним невозможно.

Самец зяблика похож на звезду эстрады в ярком вызывающем одеянии: на голове синевато-серый шарфик и такая же шапочка, над острым клювом черное пятно, спинка коричневая, длинный выемчатый хвост серый, брюшко красно-коричневое или бежевое. Масса красавца — около 40 граммов. Впрочем, встречаются и крохотные 15-граммовые особи. Самочки, как часто бывает у птиц, выглядят значительно скромнее самцов. В их окраске преобладают серо-бурые оттенки.

Морозоустойчивые кочевники

Слово «зяблик» восходит к общеславянскому zebati — «зябнуть», то есть мерзнуть. И это не случайно. Ведь зяблики появляются в северных широтах с приходом весны и тепла, а улетают осенью, в зябкое, промозглое время. Кроме того, в ненастную погоду они сидят нахохлившись, словно замерзли.

Самец и самка зяблика

Kevin Whitehouse via Legion Media

На зиму зяблики улетают в Центральную Европу, Северную Африку, Малую Азию. При перелетах развивают внушительную для столь мелких птах скорость в 5 километров в час. Летят крупными стаями, на несколько дней останавливаются в понравившихся местах на отдых.

DEA / G. CAPPELLI via Legion Media

Однако не все зяблики любят дальние странствия. Некоторые птицы перекочевывают в соседние более теплые районы или же остаются на зимовку в европейской части России, на Кавказе, в некоторых уголках Сибири. Как известно, в этих местах зимой довольно холодно, но зябликов морозы не слишком пугают. Они сбиваются в стаи, куда охотно допускают воробьев с вьюрками, и весело летают над лугами и полями в поисках корма. С наступлением весны улетают в леса. Так что не все зяблики зябнут.

Не насекомыми едиными

Миграции зябликов связаны с тем, что с наступлением холодов становится меньше насекомых, которыми они питаются — основу рациона зябликов составляют мелкие жуки, гусеницы, клопы, муравьи, мухи. Благодаря мощному и крепкому клюву проворные птахи без труда вскрывают даже самые крепкие хитиновые покровы жуков долгоносиков, усачей, вытаскивают личинок из под коры и расщелин. Охотиться за насекомыми они предпочитают на земле, в парках, светлых лесах, на открытых полянах. Густые непролазные чащи им не по душе.

Не дай себе озябнуть: как живут проворные зяблики

Зяблики не прочь разнообразить меню растительной пищей. К примеру, им нравятся семена крапивы, лебеды, сосны и ели, а также ягоды, почки деревьев, цветы, молодые листья и побеги.

В заботах о птенцах

Замечено, что самцы зябликов возвращаются в родные края примерно на неделю раньше самок. Первым делом они находят участки для гнездования и принимаются петь.

«Пение [зяблика] состоит из одного или двух правильных, отдельных, очень разнообразных колен, повторяющихся друг за другом очень часто с большой настойчивостью; любители в точности различают эти колена и дают им особые названия», — писал известный натуралист Альфред Брем.

Песня зяблика

Самочки прилетают в самый разгар концертов. Их появление вызывает ажиотаж среди кавалеров. Они начинают беспокоиться, шуметь, затевают драки из-за понравившихся дам. Примечательно, что в этот период клювы бойцов становятся голубоватыми.

Однако страсти быстро утихают: выяснив отношения, самцы обзаводятся подругами помогают своим избранницам собирать материалы для будущего гнезда. Все заботы по его строительству берут на себя самки. Из веток, мха, шерсти, кусочков бересты и паутины они сооружают высоко над землей лоток с высокими и прочными стенами. Затем неугомонные строительницы откладывают от четырех до семи яиц. Период насиживания длится около двух недель. В течении этого срока самка не покидает гнездо, а самец обеспечивает ее пищей.

Zoonar GmbH via Legion Media

С появлением птенцов оба родителя непрестанно ищут для них корм — мелких насекомых. Уже к середине июня малыши пробуют летать, но все еще зависят от отца и матери, которые их подкармливают. Еще через две недели юные зяблики становятся полностью самостоятельными и окончательно покидают гнездо. В хорошие годы их родители после этого еще раз обзаводятся потомством.

В естественной среде зяблики живут в среднем два года, тогда как в неволе они могут дожить и до 10 лет. Правда, их содержание в клетке весьма хлопотно — многие птички в домашних условиях болеют, становятся вялыми, перестают петь и быстро гибнут. Поэтому лучше наблюдать за ними в лесах и садах.