Не боевой, а ритуальный: посмотрите на 4500-летний каменный топор из Китая с изображением тигра

Его создали люди, у которых не было письменности

5 апреля 2023
XİNHUA via arkeonews; коллаж: Александр Чатикян.

Во время археологических раскопок на востоке Китая, в окрестностях города Уси (провинция Цзянсу), была сделана чрезвычайно редкая и ценная находка — каменный топор возрастом около 4500 лет. С двух сторон на зеркально отполированных поверхностях топора выгравированы изображения тигров, облаков и птиц, сообщает сайт arkeonews.net.

Археологи впервые находят древнюю реликвию со столь искусно выполненными изображениями. Топор, который, как считается, имел не боевое, а ритуальное предназначение, относится к культуре Лянчжу.

Эта таинственная могущественная цивилизация процветала в дельте Янцзы в эпоху позднего неолита, с 3300 по 2250 годы до нашей эры. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в те доисторические времена Лянчжу было высокоразвитым государством с четким разделением на правящую элиту и бедные слои населения.

У Лянчжу не было письменности, но археологи находят очень искусно сделанные артефакты из нефрита и керамику. Для полировки каменных церемониальных топоров Лянчжу первыми научились применять алмазные инструменты.

Несмотря на все свое могущество и тысячелетнее процветание, около 4200 лет тому назад культура Лянчжу внезапно исчезла с лица Земли на пике своего развития. Почему это случилось, точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что причиной гибели цивилизации Лянчжу стали наводнения, вызванные чрезвычайно сильными муссонными дождями.

Посмотрите также на нефритовые доспехи, сделанные в этом древнем государстве.