Названо опасное последствие ожирения у беременных. Под угрозой психика ребенка

Подопытные мыши повели себя странно, а потом результаты подтвердились на людях

30 ноября 2022
Названо опасное последствие ожирения у беременных. Под угрозой психика ребенка
Jochen Tack / Alamy

Избыток жира у женщины в беременность заставляет иммунные клетки ребенка уничтожать серотонин в развивающемся мозгу. К такому выводу пришли в недавнем исследовании ученые из Университета Дьюка (США).

На первом этапе работы беременных мышей кормили пищей с повышенным содержанием жиров. А затем изучали их потомство, как в утробе, так и после рождения. Сначала ученые заметили, что уже рожденные мышата по-разному ведут себя в зависимости от пола.

Им давали на выбор обычную воду и сахарную — для мышей это одно из любимых лакомств, в нормальном состоянии они всегда предпочтут сладкий напиток. Однако самцы от матерей с излишним весом теряли интерес к врожденному пристрастию, а девочки выбирали сироп.

Эксперимент проводили, чтобы выявить у грызунов что-то похожее на нашу депрессию. Люди с такими расстройствами обычно теряют интерес к удовольствиям. При этом депрессивные состояния тесно связаны с недостатком серотонина. Этот «гормон счастья» — молекулярный регулятор поведенческих реакций и эмоционального состояния.

Есть серотонин и у мышей. Оказалось, что у мышат мужского пола, чьи матери «сидели» на жирной диете, в мозгу меньше серотонина. Так было у плодов в утробе, после рождения и во взрослом возрасте. Добавка в рацион матерей триптофана, из которого образуется серотонин, восстановила уровень гормона и пристрастие к сиропной воде.

Дальнейшее исследование показало, что из-за накопления избытков жира у мамы развивается эндотоксикоз. При этом диагнозе в крови увеличивается количество циркулирующих бактерий и их частиц — эндотоксинов. Они попадают также в плаценту и в развивающийся мозг потомства.

На токсины реагируют иммунные клетки мозга плода — микроглии. Они должны «охотиться» за патогенами и транспортировать мертвые нервные клетки. Микроглии дают иммунный ответ и начинают уничтожать клетки мозга, прихватывая с собой в том числе серотонин.

Авторы подтвердили, что выводы распространяются и на людей: они проверили результаты на тканях человека. Чем больше жира было в плаценте, тем меньше серотонина в эмбриональной мозговой ткани у детей мужского пола.

Теперь ученым предстоит разобраться, почему это не сказывается на потомстве женского пола. Возможно, предполагает команда, это связано с тем, что мужчины не вынашивают потомство. Женский же организм приспособлен иметь дело с иммунным ответом на другого человека внутри себя.