Освоили навык за неделю: шимпанзе-иммигрантка научила сородичей копать колодцы

Лесным жителям пригодился навык обитателей саванны

29 июня 2022
Sergey Uryadnikov / Alamy

Команда британских исследователей, работающая в Уганде в заповеднике «Будонго», обнаружила, что шимпанзе в тропическом лесу начали копать колодцы и пить из них воду. Ранее такого навыка у животных не было, так как в условиях джунглей им достаточно открытых источников воды. Наблюдения показали, что виной тому социальное обучение и появление в группе приматов самки-иммигранта.

Для животного мира не характерно такое поведение, как выкапывание колодцев для получения воды. Есть редкие исключения — обычно это виды, живущие в засушливых регионах, а еще люди. Теперь к ним присоединились ближайшие сородичи человека — шимпанзе. Это первый случай среди приматов в тропических лесах, пишет издание Earth.com.

В Уганде ученые занимаются охраной нескольких сообществ восточноафриканских шимпанзе. В одном из них — Вайбира — появился новичок, молодая самка родом из мест с более сухим климатом. Иммигрантка по имени Онёфи оказалась первым, кто начал рыть колодец.

За Онёфи внимательно наблюдали ее сородичи — и молодые, и взрослые шимпанзе. Это тоже свидетельствует о том, что именно Онёфи показала пример остальным.

«Интересно было наблюдать за реакцией других шимпанзе на копание Онёфи — даже крупные доминирующие самцы вежливо ждали, пока она закончит копать и пить, и только потом подходили к ее колодцу за водой, что довольно необычно для такого ценного ресурса».

Danita Delimont / Alamy

Остальные шимпанзе сначала пили или прямо из колодцев Онёфи, или черпали оттуда воду инструментами из листьев и мха. Но уже через несколько дней несколько молодых самцов и взрослых самок были замечены копающими аналогичные колодцы. В следующие недели этому обучились все, кроме взрослых самцов. Они продолжали использовать чужие колодцы, но сами не рыли.

По мнению исследователей, приматы увидели в таком поведении определенные преимущества. В сезон дождей эти шимпанзе пьют из ручья, а когда он пересыхает, вода остается только в естественном пруду размером 10 на 10 метров и в лужах. Этого обычно хватает на несколько сухих месяцев, но влага застаивается, становясь мутной и грязной.

Онёфи копала лунки рядом и ждала, пока вода просочится туда через песок и гравий. Вероятно, она показала жителям джунглей, что подземная влага чище и вкуснее.

Авторы исследования отмечают, что любопытно будет дождаться, когда молодые самцы с новым навыком подрастут. Возможно, они станут приемлемыми учителями для вожаков, и те не постесняются, наконец, перенять полезный опыт.