Настоящая палеодиета: как изменилось меню древних европейцев за 80 тысяч лет

История, рассказанная зубами

11 мая 2023
Настоящая палеодиета: как изменилось меню древних европейцев за 80 тысяч лет
Aleksei Gorodenkov / Alamy

На что только не пойдут геохимики-археологи, чтобы докопаться до древнейшей истории человечества. На этот раз они взяли образцы эмали зубов двух неандертальцев, живших 95 тысяч лет назад, и более позднего человека возрастом примерно 13 тысяч лет. И эти образцы о многом им рассказали.

Чтобы проверить, как со временем меняются образ питания и способы охоты, ученые изучили химические свойства зубной эмали двух неандертальцев среднего палеолита и мадленского человека (уже известного созданием мультфильмов) из карстовой системы Алмонда, живших на территории современного португальского городка Торриш-Новаш. Заодно изучили изотопы в зубной эмали животных, обнаруженных в карстовой системе Алмонда, и изотопы кислорода, которые меняются от сезона к сезону. Это позволило установить места обитания животных и понять, в какие сезоны на них можно было охотиться.

Результаты исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показали, что летом добычей неандертальцев были дикие козы, в то время как лошади, олени и вымершие виды носорогов были доступны круглый год в пределах 30 километров от пещеры. У мадленских людей был другой образ жизни. Летом они перемещались примерно на 20 километров от пещер Алмонда к берегам реки Тежу, где охотились на кроликов и ловили рыбу.

Да и территории, на которых обитали неандертальцы и мадленцы, заметно различались. У первых в распоряжении оказалось примерно 600 км2, у других — вдвое меньше. Ученые объясняют, что эта разница, вероятно, связана с плотностью населения.

Неандертальцев было откровенно меньше, поэтому они могли перемещаться на более дальние расстояния и охотиться на кого угодно, в то время как к мадленскому периоду плотность населения возросла, доступная территория сократилась, конкуренция увеличилась. Из-за этого древним людям пришлось сместиться вниз по пищевой цепочке, чтобы занять меньшие территории, в основном охотясь на кроликов и ловя рыбу. Не рассказали ученые разве что о том, как блины стали едой неандертальцев. Но внимательный и постоянный читатель «Вокруг света» это и так должен знать.