Найдите 10 отличий: лицо мальчика-неандертальца из Средней Азии восстановили еще раз

Впервые его внешность показал советский антрополог Герасимов, а новую версию представила российско-китайская команда

21 января 2023
Коллаж: Александр Чатикян / «Вокруг света»

Группа палеоантропологов из Цзилиньского университета и МГУ с помощью технологии цифровой 3D-реставрации заново восстановила облик 8-летнего неандертальца. Останки ребенка нашли на территории Узбекистана, в пещере Тешик-Таш, сообщает агентство «Синьхуа». Это первая в мире трехмерная цифровая реставрация неандертальского черепа.

Пещера Тешик-Таш, расположенная в горах Байсунтау, получила всемирную известность после того, как в 1938 году археологическая экспедиция во главе с академиком Алексеем Окладниковым обнаружила в ней стоянку эпохи палеолита и захоронение 8-летнего ребенка-неандертальца, окруженное вкопанными в землю рогами горных козлов.

Это позволило ученым предположить, что у неандертальцев существовали религиозные ритуалы, а значит, уровень их развития был гораздо выше, чем считалось прежде.

Что касается ребенка (сохранились череп и несколько костей), то сначала его посчитали мальчиком, затем решили, что это была девочка, но теперь ученые снова вернулись к первоначальному мнению. Внешний облик юного неандертальца ранее уже реконструировал знаменитый советский антрополог Михаил Герасимов.

Современные технологии, благодаря реконструкции черепа из примерно 150 сохранившихся фрагментов, позволили воссоздать более точный и достоверный портрет мальчика, подчеркнув индивидуальные черты его внешности. В то же время, в лице ребенка отражены характерные для неандертальцев признаки — вздернутый, утопленный в череп нос, покатый лоб, развитые надбровные дуги, почти полное отсутствие подбородка.

Изучением останков ребенка из Тешик-Таш в 2007–2021 годах занималась команда палеогенетиков Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Германия) во главе со Сванте Паабо. Будущий нобелиат и его коллеги смогли выделить из кости черепа митохондриальную ДНК неандертальского типа и тем самым подтвердить, что ребенок действительно был неандертальцем.

Таким образом, кости мальчика стали первыми неандертальскими останками, обнаруженными на территории Азии. Ранее считалось, что эта ветвь рода Homo обитала только на территории Европы, а новое открытие доказывает, что неандертальцы постепенно продвигались на восток.