Надо было просто умножить на 20: как ученые разгадали секрет «космического» календаря майя

Оказалось, что в числах заложена информация о движении планет по небосводу

24 апреля 2023
Zoonar GmbH / Alamy

Антропологи из Тулейнского университета (США) обнаружили, что древний календарь майя отражает синодические периоды планет — время между возвращениями небесного тела в одну и ту же точку при наблюдении с Земли. Ранее ученые не могли сопоставить 819-дневный цикл с каким-либо явлением, но дуэт исследователей догадался рассмотреть его как малую часть гораздо большей системы — если расширить календарь до 45 лет, то он начинает показывать закономерности движения планет. Результаты открытия опубликованы в журнале Ancient Mesoamerica.

В зените и надире

Система календарей майя была создана еще в доколумбову эпоху, ей пользовались не только сами майя, но и соседние народы: ацтеки, тольтеки и другие. Она состоит из нескольких типов календарей, в том числе есть и 365-дневный хааб, и священный 260-дневный цолькин для религиозных целей, а также 819-дневный цикл, назначение которого до сих пор оставалось неясно. Код к нему безуспешно пытались подобрать с 1940-х годов.

Предыдущие исследования указывали на некоторые подсказки, согласно которым, календарь мог быть связан с планетарными движениями. 819-дневный блок в нем повторялся четыре раза, и каждый раз новым цветом. Например, как выяснилось, белый и желтый цвета соответствовали зениту (высшей точке) и надиру (нижней точке) Солнца на небосклоне. Также древние индейцы сумели очень точно измерить синодические периоды планет, видимых невооруженным глазом: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Однако схема календаря из четырех частей по 819 дней была слишком короткой, чтобы обозначать эти периоды.

Обсерватория майя в Чичен-Ице. Полуостров Юкатан, Мексика.
Dennis K. Johnson / Alamy

Антропологи Джон Линден и Виктория Брикер попробовали повторять этот цикл до тех пор, пока не увидели закономерность. Оказалось, что если увеличить продолжительность календаря до 20 периодов по 819 дней — это 16 380 дней, — то он начинает работать. А каждая из видимых планет имеет синодический период, которые точно укладываются в несколько повторений цифры 819.

Небесная арифметика

Синодический период Меркурия — всего 117 дней. И он ровно семь раз повторяется за 819-дневный цикл. Сложнее было понять, как поместить сюда остальные планеты. Но с расширением стандартного цикла до 20 повторений все стало сходиться: период Венеры для возвращения примерно в ту же точку на небе равен 585 дням. Это ровно семь раз укладывается в пять циклов по 819 дней.

Синодический период Марса 780 дней — это 21 раз укладывается в 20 циклов по 819 дней, то есть в упомянутые выше 16 380 дней. Аналогичные расчеты складываются для Сатурна и Юпитера (399*39=19*819 и 378*13=6*819).

Также исследователи показали, что 819-дневный календарь связан с другими. Например, в случае с 260-дневным религиозным календарем цолькин они оба приходят при повторениях к числу 16 380 — первый за 20 циклов, а второй за 63. Таким образом, по схеме Линдена и Брикер они прекрасно согласуются, что еще раз указывает на верное направление в расшифровке.