Экспедиция команды «Антропогеос» прокатилась на внедорожниках от ледника Юнион через Южный полюс и полюс Недоступности до станции Новолазаревская и поделилась нюансами такого путешествия.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару

На автомобиле в Антарктиде можно проехать практически везде — даже там, где не пройдет ни человек, ни лыжник. Поэтому с их помощью выстраиваются сложные маршруты, они участвуют в закладке новых дорог и взлетно-посадочных полос, в доставке оборудования и топлива для научных и туристических экспедиций. И, конечно, они являются основным наземным транспортом для туристов.

Готовимся к экспедиции: о чем важно помнить

При составлении плана поездки на автомобилях необходимо учитывать многие нюансы, с которыми обязательно поможет туристический оператор, ответственный за организацию поездки. Самостоятельно попасть в Антарктиду на данный момент не получится. Вот о чем обязательно стоит подумать перед поездкой:

  • Минимальный размер автомобильного каравана — две машины и два сопровождающих гида-механика.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару
  • Максимальная заполняемость машин, которые на данный момент работают в Антарктиде, — три человека, включая водителя. На заднем сиденье должно быть достаточно просторно и должно хватить места для оборудования, которое нельзя подвергать воздействию низких температур — фототехники, аккумуляторов и т.д.

  • Маршрут должен проходить через точки, где возможна дозаправка автомобиля. Вместимость траков довольно большая, в том числе и для запасов горючего, но чем больше загружена машина, тем больше шансов, что что-то сломается. Важно выдерживать баланс, особенно на высоте. Чем ниже температура, тем более хрупкой становится сталь, из которой сделан автомобиль.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару
  • Маршруты, по которым будет проходить любое автомобильное туристическое путешествие, хорошо изучены, по ним ведутся все перемещения. Это вопрос безопасности пассажиров и чистоты на континенте. Рулить куда глаза глядят не получится. Да и вообще сесть за руль самому будет непросто, вам это позволят только по предварительной договоренности и если у вас есть соответствующая серьезная подготовка.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару
  • За рулем одного из внедорожников экспедиции «Антропогеос» был Сардар Сардаров, главный редактор проекта «Антропогеос» — разрешение на это удалось получить только благодаря тому, что он мастер спорта международного класса по автоспорту и очень опытный водитель в экстремальных условиях — у него за плечами неоднократные поездки на Крайний Север, по пустыням и тундре.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару
  • Сама по себе дорога по Антарктиде — это довольно медитативное приключение. Пейзаж внутри континента практически не меняется, а видеть его за окном придется каждый день. Так что если вам быстро наскучивает однообразная картинка, такой вид путешествия не для вас.

  • Внедорожник — не самый быстрый транспорт для перемещений в Антарктиде, но он позволяет постепенно акклиматизироваться к высоте и падающей к Южному полюсу температуре. 

  • Высокую проходимость в самых жестких погодных и ландшафтных условиях машинам обеспечивает их специальная конструкция — особенные шины, модификации корпуса, оборудования и двигателя. Привозятся эти машины на Белый континент из Исландии.

Основные модификации, которым подвергаются автомобили при подготовке к полярным условиям:

  • Устанавливаются большие колеса и шины с регулируемым давлением. Для мягкого снега давление снижается, для более плотного, льда или заструг — увеличивается.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару
  • Производятся изменения в корпусе для перераспределения веса: в моделях 4x4 кузов не должен быть тяжелее переда, в 6x6 это не так важно. При этом центр гравитации располагается достаточно низко, и это одна из самых дорогостоящих модификаций. Чтобы ее реализовать, приходится полностью разбирать раму, укреплять подвеску и переделывать корпус, освобождая место для больших колес. 

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару
  • Добавляются элементы, необходимые именно для Антарктиды: бак для топлива, смягчители для топлива (в Антарктиде все автомобили ездят на авиационном топливе JET A1, что позволяет им заправляться на тех же топливных депо) и фильтры, которые должны быть легко доступны водителю.

  • Электроника тоже претерпевает изменения: используются самые устойчивые к морозам материалы, и все провода закрепляются, чтобы они не двигались во время перемещения.

  • Спереди и сзади на машины устанавливаются защитные рамы, к ним можно прикрепить лебедки и радары для сканирования поверхности.

Как организована автомобильная инфраструктура в Антарктиде?

Машины остаются на континенте на весь год, в том числе полярной зимой. Их накрывают и ставят на специальные постаменты, чтобы шины не касались земли. В начале сезона механики их откапывают, заводят и проверяют на готовность. Так как в Антарктиде воздух очень сухой, ржавчина им практически не грозит. А ремонт лопнувших за зиму стекол и других деталей обходится гораздо дешевле, чем перевезти весь автомобиль на самолете с большой земли.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару

Дорог как таковых в Антарктиде нет, но есть накатанные маршруты. В начале сезона обязательно совершается разведывательный проезд с радарами, чтобы убедиться, что путь для автопутешественников безопасен. Так как купол находится в постоянном движении, такое обновление информации каждый год обязательно.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару

Все лето машины работают не переставая: перевозят туристов, часто параллельно выполняя другие задачи — доставку продовольствия для лыжников и кайтеров, сбор отходов на их пути. Топливо — один их самых дорогостоящих ресурсов на континенте, поэтому всегда пытаются совместить несколько миссий. Так экономятся и время в короткий световой сезон, и деньги.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару

Единственным ориентиром при рулении в Антарктиде являются данные GPS-навигатора. Никаких естественных и искусственных знаков, указывающих направление, в Антарктиде нет — вокруг сплошное белое поле.

Передвижение на машинах по скорости тоже значительно отличается от привычного городского: средняя скорость в Антарктиде около 20 км/ч при хорошей погоде и ровном снеге.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару

В плохую погоду это может быть и 6-8 км/ч. Только в районе станции Новолазаревская, где дорога от нунатаков, острых горных вершин, торчащих из-под снега, к станции проложена и утоптана гусеничным транспортом, экспедиционному каравану «Антропогеоса» удалось разогнаться до 50 км/ч.

Это напрямую влияет на планирования времени в экспедиции — например, на преодоление расстояния от лагеря Юнион до Южного полюса, 1138 км, уйдет примерно неделя.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару

Стандартные автомобильные маршруты для Антарктиды это лагерь Юнион — Южный полюс и обратно, станция Новолазаревская — Южный полюс и обратно.

Другие точки по индивидуальному запросу могут быть тоже включены в программу, например, экспедиция «Антропогеоса» посетила Полюс недоступности. Его редко включают в маршруты из-за отдаленности и труднодоступности, но тем интереснее было там оказаться.

Путешествие по Антарктиде на внедорожниках: эти фото помогут охладиться в жару

Текст: Александра Гордиенко, редактор проекта «Антропогеос»

Фото: Дина Караваева