На Сатурне сезон спиц: что это за явление и при чем здесь времена года?

Астрономы ждут сатурнианского равноденствия, чтобы оценить спицы во всей красе

14 февраля 2023
НАСА

На Сатурне снова начался «сезон спиц». На новых изображениях с телескопа «Хаббл» видны загадочные особенности на одном из колец планеты — пятна или полосы, которые могут казаться то светлыми, то темными в зависимости от угла обзора. Такие спицы держатся всего несколько часов. По словам ученых, теперь их можно будет наблюдать несколько лет, своего максимума спицы должны достигнуть к 6 мая 2025 года.

На Сатурне сезон спиц: что это за явление и при чем здесь времена года?
В правой части этого снимка «Кассини» видно около дюжины спиц
piemags

На главном из знаменитых колец Сатурна — кольце В — еще в начале 1980-х были замечены таинственные объекты, которые отличались по цвету материала. Тогда зонды миссии «Вояджер» впервые зафиксировала «спицы».

Дальнейшее изучение явления привело ученых к предположению, что оно может быть связано с взаимодействием ледяной пыли с магнитным полем планеты.

Специалисты объясняют: Сатурн, как и Земля, имеет наклон вокруг своей оси, и поэтому там тоже есть свои четыре сезона. Правда, так как орбита Сатурна намного больше земной, то и «времена года» там длятся примерно по семь наших лет.

Naeblys / Alamy

Появление спиц приурочено к равноденствию: они исчезают, когда приближается летнее или зимнее солнцестояние, и снова становятся видны в преддверии осеннего или весеннего равноденствия.

Ближайшее равноденствие в северном полушарии Сатурна наступит 6 мая 2025 года. Ранее «Хаббл» замечал наступление очередного «сезона спиц», астрономы получали эти данные, и теперь будут с особым вниманием следить за необычным явлением.

«В 2022 году спицы демонстрируют повышенный контраст и долговечность, сохраняясь до 11 часов. Они видны от ультрафиолетового до ближнего ИК-диапазона и немного более синие (то есть менее красные), чем кольца. Ожидается, что активность и контрастность спиц увеличится в течение следующих нескольких лет, по мере приближения равноденствия в 2025 году», — рассказывают специалисты НАСА в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Откуда у Сатурна спицы?

Ученые до сих пор точно не знают причины появления спиц. Основное предположение — они появляются из-за магнитного поля, как северное сияние на Земле. Когда поле взаимодействует с солнечным ветром на Сатурне и создает электрически заряженную среду, мельчайшие частицы в ледяном кольце — размером с пыль — тоже заряжаются и поднимаются над более крупными, создавая эти видимые спицы.